По интернетам (социальным сетям и блогам в частности) гуляет сенсационная новость, мол, якобы найдена единственная прижизненная фотография Пушкина. Снимок прилагается само собой вместе с кратким описанием процесса тогдашней фотосъёмки, всё это для пущей убедительности изобилует словосочетаниями «светочувствительный слой иодида серебра», «тридцатиминутное экспонирование» и отсылкой на, практически отца фотографии, Луи Дагера.
Одним словом, всё было сделано для того, чтобы в это можно было поверить. И поверить было бы и можно, да только жаль, что первый же запрос в гугле выдал, что первая в России «фотостудия» портретной съёмки была открыта в 1840 году. Тогда как Александра Сергеевича не стало всего тремя годами раннее. Не сошлось раз.
В том 1837 году Луи Дагер всё ещё работал над своим изобретением и свой процесс получения т.н. дагеротипа смог представить перед Французской академией наук только в 1839 году. Не сошлось два.
Да и Дагер всю жизнь работал во Франции, а Пушкин никогда не покидал территорию Российской империи. В общем опять не сошлось.
Собственно говоря, никакой фотографии Пушкина нет и быть не может. Всё это, конечно, немного грустно, но то единственное, относительно чего мы можем судить о внешности Александра Сергеевича это его портреты, самый известный из которых, пожалуй, принадлежит кисти Кипренского.
Но идея фейковой новости чудо как хороша. Хороша так, что фейком назвать даже неловко. Это своего рода фантастика от интернета. И мне она почему-то безумно напомнила то, как я первый раз обнаружила, что существуют аудиозаписи (реальные, кстати) на которых свои стихи читают Маяковский и Есенин. Ладно Бродский, ладно Ахматова. Но вот голоса Маяковского и Есенина для меня были невероятным откровением, будто приветом из позапрошлой эпохи. Тем более, что я представляла их совсем не такими.
А ещё у меня был диск со студийными записями the Beatles. Я хорошо помню свои ощущения после прослушивания нескольких записей с этого диска. Звучат гитарные аккорды, музыка, слова, песня, потом она прерывается и слышны просто голоса, обрывки каких-то шуток, восклицания, чей-то смех, женский голос… Потом запись обрывается. И это было такое ощущение, будто стоишь в темноте и подслушиваешь чужие разговоры, чуть приоткрыв дверь.
И то, что я назвала «фантастикой от интернета» это и есть такая приоткрытая дверь. Фотография «путешественника во времени» из Bralorne-Pioneer Museum, документальные кадры с премьеры фильма Чарли Чаплина «Цирк», даже эта придуманная фотография… Всё это так странно и так прекрасно, что вот она эта дверь, чуть приоткрой её и здравствуй прошлое, и привет Саша.