Голубой домик, который я почти нашла

У Бориса Михайловича помимо прочих купчих и барынь есть абсолютно чудесная картина, на которой изображён голубой домик и которая так и называется — «Голубой домик».

1350083380-0078871-www.nevsepic.com.ua

Я увидела эту картину в Петергофе и сразу вспомнила занятия по композиции в художке, куда я ходила, наверное, в позапрошлой своей жизни, так давно это было. На первом занятии нам привели эту картину в пример (и вовсе не потому, что Кустодиев родился в Астрахани), а потому, сказали нам, что если мы научимся изображать хотя бы один из представленных сюжетов, то мы уже молодцы. Играющие дети, влюблённая парочка, мать с ребёнком, семья за самоваром с чаем... На самом деле (а я пойму это только много позднее) то первое задание на первом уроке по композиции в детской художественной школе был гораздо большим, чем просто научиться изображать. Нас учили видеть большое в малом, находить прекрасное в обыденном и никогда не переставать удивляться неприглядным с виду вещам, которые, на самом деле, значат больше, чем кажутся при первом взгляде.

Юноша гоняет голубей на крыше, компания играет в шахматы, хозяин мастерской читает газету... Если копнуть за смыслом глубже, то окажется, что этот дом — модель так называемого русского мира. Того, конечно, дореволюционного. И в картине этой несколько уровней (а также подуровней) объединённых одним смыслом — смыслом жизни. И начинается всё, логично, с самого рождения — от дамы с ребёнком на руках, в образе которой можно найти даже извечный сюжет мадонны с младенцем. С одной стороны картины изображены играющие дети, чья жизнь только началась, а с другой стороны — открыты двери к мастеру гробовых дел. Более, чем прозрачный намёк на начало жизни и на её завершение.

У этой картины больше вопросов, чем ответов. Нравится ли золотоволосой красавице этот молодой человек, с которым она разговаривает, сидя в пол-оборота на подоконнике? Выигрывает ли купец в шахматы у полицейского? Какую газету читает мастер гробовых дел? И почему в руки мальчишки, взгромоздившегося на крышу над всей этой идиллией простой провинциальной жизни, художник дал флажок именно красного цвета?

Мне не попадалась эта картина на глаза долгое время ни в каком виде. И когда я увидела её случайно в одном из музеев Петергофа, то первым делом я увидела арбуз, который совсем не замечала раньше. Я увидела арбуз, а потом меня осенило вдруг, что картину эту Борис Михайлович мог писать в Астрахани (и это как раз потому, что Кустодиев родился в Астрахани).

На самом деле такую географическую метку к происхождению этой картины я сама себе, конечно, придумала. И я не знаю и не смогла нагуглилить даже пейзажами какого города вдохновлялся художник, мне просто понравилась собственная придумка по поводу Астрахани. Всё дело было в арбузе. Арбуз, понимаете, арбуз!

И я тут же моментально нашла  подтверждение своему воображению — купол церкви в левой верхней части картины. Эту церковь как и арбуз я тоже заметила на картине впервые. Да что там, стыдно признать — сначала я заметила всё-таки арбуз. Но и эту церковь я тоже как будто узнала — она находится в районе Татар-базара.

И тогда первым делом я пошла искать место, где мог стоять Голубой домик.

Сама церковь Иоанна Златоуста выглядит так.

DSC_0642

С другой стороны здания, прямо напротив — старая каланча. И, ещё интереснее, брусчатка. Достаточно большой участок дороги вымощен вот такими камнями. А на том месте, где на этой фотографии стоит машина, мы как-то сидели на пленэре с классом.

DSC_0639

Я даже, в счёт третьего подтверждения моей придумки, сверила даты. В середине XVIII века стала образовываться слобода беглых крестьян на Киселёвском бугре. В 1763 г. в Безродной слободе появилась небольшая деревянная церковь. К 1826 году был отстроен новый каменный храм.

Борис Кустодиев родился в Астрахани в 1878 году. То есть уже, как минимум, он мог видеть этот храм. Википедия указывает на то, что и живописи он начал обучаться в Астрахани у Павла Власова в 1893—1896 гг. Ну то есть почти всё сходится. Почти.

Картина «Голубой домик» была выполнена в 1920 году. И тут уже не состыковка, так как с конца XIX в. художник не живёт в Астрахани. И даже, если представить, что он приезжал в город на пленэры и за эскизами, то и тут, я промахнулась. Картина с изображением этого храма была создана в 1920 году, а в 1919 году этот храм серьёзно пострадал. Во время восстания астраханских рабочих против советской власти колокольня храма была снесена выстрелом из орудия с эскадренного минонсца «Московитянин». Миноносец и колокольня. Всё это кажется весьма удивительным, но вот тут и тут я прочитала об этом. А вот тут про «Московитянина». Он, кстати, был заложен на судоверфи Санкт-Петербурга и осенью 1915 года ушёл по Мариинской водной системе из Петрограда в Астрахань.

Эту разрушенную в 1919 году колокольню (изображение которой появилось на картине годом позднее), восстанавливали потом в 1923 году. Чрез 15 лет сломали опять и храм закрыли до войны. В 1944 году храм опять начал работать, но уже без колокольни, её восстановили только в 1956 году, когда сломали звонницу, а колокол перенесли в специальную постройку на месте прежней колокольни. И только в 2002 году был отстроен окончательный вариант колокольни, который можно увидеть и сейчас.

С другой стороны церковь выглядит так. Это улица Донбасская. С первого взгляда даже и не поймёшь, что храм располагается на каком-то бугре.

DSC_0645

Церковь Иоанна Златоуста изначально строилась в центре Киселёвского бугра и, если внимательно посмотреть на картину, то и на ней церковь стоит на небольшом возвышении. И я тоже посчитаю это за совпадение — эта церковь и церковь на заднем плане картины «Голубой домик» это одно и тоже строение.

И дальше я безуспешно пыталась найти тот ракурс, с которого будет видно, что церквоь стоит на этом самом бугре. Ракурсы были такие, как есть. Но зато здесь видно, что от меня до места, где стоит храм дорога идёт на небольшое возвышение. Спишем это на то, что холмы раньше были выше, а дома ниже.

DSC_0619

Если оглянуться назад, то там как раз виден крытый павильон Татар-базара и совсем не видно кресла, вдруг стоящего у дороги. В этом кресле сидела женщина, которая с навязчивым любопытством спрашивала меня, что я делаю в этом районе, да ещё и с фотоаппаратом. И действительно, что я там делаю, а.

DSC_0627

А потом я наконец-то нашла вот это. За зеленью листвы совсем не разглядеть башенку колокольни. Но виднеется её там почти столько же, сколько и на картине. Да и дом на переднем плане этой фотографии цветом своего крыльца явно намекает на то, что мои догадки уж очень хороши. Ну и что, что дом не похож, свежепокрашен и покрашен частично, да и представлен не в самом опрятном виде.

Если я изображение колокольни на одной картине растянула в своём воображении на два города, на три века и целое расследование, то и всё остальное я спишу на мастерство художника и то, как изменился город с тех пор.

Во всяком случае деревянные ставни на окнах голубого домика на картине вполне себе астраханские. Уж я то это точно знаю.

DSC_0629

comments powered by HyperComments