Как я ходила в детский сад

Я никогда не была в детском лагере, я даже не ходила в детский сад, но когда я училась в школе, у нас в десятом классе вели странный предмет — УПК. Предмет шёл весь день. По вторникам. Или четвергам. Сначала, конечно, мы хотели записаться на что-то связанное с медициной. Но в коридоре нас перехватила одна из преподавателей и напугала тем, что на практику придётся ходить в морги. По её словам главной причиной такой ужасной практики было то, что в моргах очень холодно. И мы могли бы простыть. «Ну что может быть хуже, чем заболеть в морге?- говорила она нам». Поэтому все в спешном порядке так же дружно перезаписались на что-то педагогическое. Подхватить простуду в детском саду было не так страшно.

Весь год десятиклассницы старательно изучали основы детской педагогики, а на практические занятия клеили аппликации, собирали гербарий, рисовали круги разных цветов и размеров. Собственно сама практика началась через год, уже в одиннадцатом классе.

Как и любых практикантов к основной работе нас сначала не допустили. Нам доверили поменять воду у рыб в аквариуме. Мы выловили и отсадили с десяток гуппёшек, счистили весь зелёный налёт со стенок и выяснили, что воды нет. Не было никакой специально отстоявшейся воды для рыб. «Вообще-то мы из под крана им всегда наливаем, они у нас привыкшие»- сказали нам. Скрепя сердце и попросив прощения у бедных гуппёшек мы отсадили их в холодную воду, набранную из под крана. Гуппёшки, не долго думая, поплыли к верху рыбьими брюшками — вода оказалась слишком холодной. Это был шок! Мы уже предвидели детей, рыдающих над ни в чём не повинными рыбками, убиенными нашими руками, и стали вливать туда горячую воду. Всё также из под крана. Когда вода стала нормальной такой температуры, гуппёшки оклемались и ожили. Мы решили, что рыбы здесь явно ко всему привыкшие, а нас уже можно допускать к работе с детьми.

Дети нам достались самые взрослые. Из самой старшей группы детского сада. Когда мы пришли, нам почему-то дали изучить их списки. Самих детей пока не было. Мы сидели, читали имена и фамилии, пытаясь по ним представить как могут выглядеть эти дети, какой у них мог быть характер. Из всей группы я не помню сейчас ни кого по имени-фамилии, кроме одной девочки. У неё было очень красивое имя. И очень красивая фамилия. А всё вместе это звучало так, как будто она вот-вот должна была выйти на сцену, а зал тут же должен был взорваться аплодисментами. С таким сочетанием имени-фамилии человек просто обязан стать знаменитым. Сделать что-нибудь великое.

Потом пришли шумные, крикливые дети, стали есть манную кашу и коситься на нас. А мы косились на них. Тут нужно ещё раз отметить, что это был самый обычный государственный детский садик. И дети здесь были самые обычные. Из самых обычных семей. Но от этого они не казались менее странными, интересными и в чём-то трагичными.

Одна девочка отвела меня за руку в угол комнаты и сказала:
— Смотри, что у меня есть,- она задрала кофту и стал виден страшный, ломанный, выпуклый шрам на груди.
Шрам выглядел настолько выпукло, что казалось, что рёбра под ним срослись как раз под его кривой линией.
— Что это?- ахнула я.
— Это врачи хотели посмотреть на моё сердце, чтобы оно лучше ходило,- сказала она мне.- Хочешь послушать, как оно стучит?
Даже без «послушать» было видно, как ощутимо вздрагивает, пульсируя, тонкая детская кожа.
— Это мой секрет,- сказала она,- ты только никому не говори.
И ушла играть в куклы.

Потом я заметила, что один мальчик рассматривает аквариум.
«Как хорошо, что мы его почистили,- подумала я,- теперь видно рыбок!»
Мальчик стоял ко мне спиной, когда я подошла к нему то оказалось, что он сосредоточенно мочит руки в аквариуме. Вот мальчик поймал рыбёшку и теперь рассматривает её разноцветный хвост в своих ладонях.
— Что ты делаешь?- резко спросила я, а тот, увлечённый рыбалкой, оказывается даже не заметил как я подошла.
Мальчишка дёрнулся, в момент покраснел и…вдруг засунул несчастную рыбку себе в рот. Так, наверное, поступают разведчики, застигнутые врасплох,- в случае обнаружения съесть все явки, пароли и прочие доказательства. Вот и он засунул себе в рот несчастную рыбку.
— Аааааа, выплюнь! Выплюнь сейчас же!
Он кашлянул, поперхнулся, выплюнул рыбку обратно в аквариум и убежал играть в машинки.
Рыбка хотела было поплыть кверху брюшком, но передумала, дёрнулась и уплыла за камни, рассказывать своим рыбьим собратьям, где она только что побывала. Рыбы здесь явно были ко всему привыкшие.

После обеда  уже все дети привыкли к нам и даже стали нас любить. Они уже поняли, что мы тут и не воспитатели, и не дети, а что-то среднее. Девочки хотели ходить по группе с нами за ручку, но ручек на всех девочек не хватало, поэтому кто-то мог подойти и обнять со спины.
— Давайте играть!- пищали они на разные голоса.
— Вы будете моя мама!
— Тогда я буду тебе сестра!
— Я тоже хочу! Возьмите меня!
— И меня!
— Я тоже хочу быть дочкой!
— Тогда я буду вашим мужем,- сказал один мальчик, подошёл и сел ко мне на коленки.
Объяснения такой детской «любви» просто нет. Они априори любят всех. Любят всех, кто им улыбается, кто рассказывает смешные истории. И этому на самом деле нет и не может быть никакого объяснения.

Детские лица — самые читаемые. Стоит побыть всего лишь час в кругу детей и, рассматривая их лица, явно можно увидеть, что они из себя будут представлять. Есть такие озорные детские лица с несходящим нашкодившим выражением — сразу видно, что хулиган и готов это признать. Есть тоже самое, но без озорства — сразу видно, что хулиган, но если сделать замечание — будет хулиганит ещё больше.
Такая особенность «говорящих» лиц присуща только детям. Это такой период в жизни каждого, когда по лицу можно сказать кто ты есть и кем ты можешь быть. Со взрослыми уже не так. По взрослым лицам можно только предсказать кем они были. Да и то невсегда.

Была девочка в очках, сразу выделявшаяся из всей группы. Она подходила ко мне, поправляла у себя на носу очки и говорила:
— Мне мама вчера одну книжку прочитала. Вот послушайте про что…
Я слушала и думала, что совсем скоро она будет уже говорить: «Я тут вчера одну книжку прочитала. Вот послушайте про что…». А ещё через какое-то время она обязательно скажет: «Я тут научную работу по ядерной физике написала. Вот послушайте про что…»

Была ещё одна очень красивая девочка. Таких девочек любят наряжать в ангелочков и фотографировать на открытках разные фотохудожники. А ей даже наряжаться было бы необязательно. Ей даже не подходило слово «милая». Это был ребёнок какой-то неземной, казалось, эфемерной красоты. У неё были большие, просто огромные глаза на поллица синего цвета. Не голубые, а именно синего, ярко-синего цвета. Я глаз такого цвета больше никогда не видела. Равно как и глаз такого размера тоже. Она мало разговаривала, ещё реже играла с кем-то. Она любила приходить, садиться напротив и замирать. И всё. Я смотрела на неё и думала о том, что бывают же такие красивые люди, представляла какой она может вырасти и гадала эфемерна или всё же нет эта красота. А больше всего мне было интересно посмотреть на её родителей. Мне было интересно на кого она похожа больше.

А та девочка с красивым сочетанием имени и фамилии, которую мы заметили, читая списки, оказалась самым обычным ребёнком. Даже более, чем обычным. К детям неприменимо это слово, но она была «никакой» — по её лицу не было понятно ничего. Невзрачная, нелюдимая, неразговорчивая… Мы пытались вовлечь её в какие-то игры, но воспитатели сказали нам, чтобы мы её не трогали. Не трогали вообще. А девочка сажала саму себя в угол и играла в фигурки, вырезанные из картона. Это был её мир. Другого мира у неё не было.

Воспитателями были обычные такие тётки. Которые с тем же успехом могли продавать молоко. Работой они интересовались постольку поскольку. Детьми они не интересовались вовсе.
На прогулке они кучковались под крытой беседкой, а дети неспешно разбредались по унылой площадке, которую ещё не успели обновить к лету. Воспитатели грызли семечки, курили, сплетничали, дети были предоставлены сами себе. Ни игр, ни конкурсов.
Самый высокий мальчик в группе ходил вокруг них и канючил, что хочет пить. Они говорили, что нужно подождать.
Вот трое мальчишек склонились над автомобильной шиной, выкрашенной в некогда яркую, но теперь уже облупившуюся краску. Один из них аккуратно тыкал палочкой в муравейник, у другого в руках был спичный коробок.
Я сразу вспомнила, что в детстве мне тоже нравилось наблюдать за муравьями. Муравьи бегали из домика и обратно, при встрече «здоровались» друг с другом усиками, тащили себе в норки разный мусор, я кормила их сахаром… Мне это было очень интересно.
Мальчишки поймали двух муравьёв, посадили в коробок и потащили за беседку. Я пошла за ними посмотреть, что они будут делать. Присев на корточки в плотный кружок они по очереди заглядывали в чуть приоткрытый коробок, из которого всё время норовили сбежать пойманные муравьи. Мальчишки терпеливо запихивали их обратно.
— Трахайтесь, ублюдки, ну же трахайтесь!- приговаривали они.

Культурного шока от уготовленных обязанностей для двух муравьёв, запертых в коробке, я получить не успела. Поскольку заметила, как за забором детского сада идёт тот самый высокий мальчик, который так хотел пить. И не просто за забором, удаляясь из детского садика, а, наоборот, по направлению к нему, приближаясь к дыре в заборе, через которую видимо и ушёл.
Он как ни в чём не бывало пролез обратно и пошёл к остальным детям.
— Вообще-то я пить ходил,- объяснял он потом.
— Да я вон в доме напротив живу!- говорил он.
— Захотел попить, пошёл попил, пришёл обратно. Что такого?- удивлялся он.
— Я, если что, сам себя в детский сад привожу,- начинал спорить мальчишка,- я в этом году в школу пойду, значит, взрослый.
Воспитательницы, которые конечно же игнорировали все его просьбы попить, которые не заметили как он ушёл с площадки через дыру в заборе, которые не замечали его отсутствие какое-то время, конечно же заметили его как раз тогда, когда он пришёл. И надавали ему по попе. Несмотря на его взрослость. Хотя надавать, конечно же, надо было не ему.

Вечером все ждали родителей и расходились по домам. За кем-то приходили бабушки, за кем-то старшие сёстры или братья. Поправляли курточки, перевязывали шнурки, забирали слепленных из пластилина кособоких медведей и уводили до следующего утра.
За девочкой с большими синими глазами всегда приходили двое. Мама и папа забирали её из садика вместе. В первый день, как только в дверях появлялся чей-то родитель, мы старались угадать — за кем.
Когда в дверях появились самой обычной внешности мужчина и женщина мы даже и не подумали, что это за той самой ангельски красивой девочкой с огромными синими глазами. Они были уже не молоды. Не то, чтобы её мама должна была выглядеть как Анджелина Джоли, а папа должен был быть вылитый Бред Питт, но не было ни одной общей черты с ребёнком. Ни синих глаз на поллица, ни губ алым бантиком… Я помню, что мы тогда долго смотрели на них и заметили только, что ну глаза у мамы голубые, но бледно-голубые, совсем не синие и что родинка над бровью — от папы. И всё.

А они всегда приходили за дочкой в садик вдвоём. Заходили, держась за руки, ждали, пока выйдет их ребёнок, держась за руки и также, держась за руки уже втроём, шли домой. И это было единственно верным объяснением красоты. Красивыми люди рождаются от большой любви. И чем любовь сильнее, тем… Дальше вы поняли.
Ни гены, ни наследственность, ни верно сошедшиеся на небе звёзды… Нет никакого другого объяснения красоты, кроме этого.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *