Всё, что я знала о Бремене так это то, что в сказке братьев Гримм, кот, собака, осёл и петух, обидевшись на своих хозяев, отправились именно в этот город…
Бремен старше, чем можно это представить. И хотя первые упоминания о поселениях в этой местности датируются в 150-м году, это было поселение под странным названием Fabiranum. Сам же Бремен, расположенный на реке Везер и со всех сторон окружённый Нижней Саксонией, был основан Карлом Великим в 787 году. Расцвет города пришёлся уже на 845 год, а присоединение в 1260-м году к Ганзейскому союзу и последующее за ним стремительное экономическое развитие помогло Бремену стать свободным городом. Это всё, конечно, история.
И тем интереснее, что на территории Германии имела место быть…Бременская Советская Республика. Диктатура пролетариата была провозглашена в 1919 году. Вместе со всеми полагающимися в случае советских республик революциями, переходу власти в руки Рабочих и Солдатских Советов, а также социалистов всех мастей. Но коммунистичсекие настрои задержались на немецкой земле недолго и о том, что когда-то здесь чуть-чуть не случились социализм и коммунизм напоминает только памятник павшим защитникам Советской Республики в Бремене.
Первое впечатление от города — в его улицах. Бремен кажется самым типичным европейским городком, который только можно представить — хорошенькие домики, черепица на крышах, уютные окошки, эркеры и прочие детали местной архитектуры. Так выглядит улица, на которой располагался наш хостел. До исторического центра можно дойти пешком.
И прилегающие к ней улицы и улочки:
За всё время, проведённое в Бремене, не было ни одного солнечного дня. И было ощущение, что после питерского межсезонья, после абсолютной финской зимы ты вдруг, бац, и оказался в самой настоящей осени. Где-то в конце ноября. Было то пасмурно, то моросил мелкий дождик, а в день отлёта и вовсе повалил снег. А ещё было как-то пронзительно стыло и совсем непонятно, как при такой непогоде местные умудряются ходить в лёгких на вид куртках и кедах.
Дворики и зелёные палисадники у жилых домов:
Брандмауэр:
И ещё. С нарисованными окнами:
Единорог сторожит вход в булочную:
Бремен определённо приспособлен для жизни велосипедистов. Велосипедные дорожки, специальные светофоры… Это явно велосипедный рай.
А иногда и больше для велосипедистов, чем для пешеходов. Особенно если судить по размерам пешеходной части и велосипедной дорожки. А ещё по тому, как велосипедисты недовольно или, наоборот, вежливо будут «сигналить» тебе вслед, когда ты по привычке отсутствия такой роскоши, как велосипедная дорожка, будешь вышагивать прямо по их территории.
С автомобильными номерами в Германии тоже интересно. На автомобильных номерах используются стикеры земель. На этом номере стикер с изображением герба Нижней Саксонии, а буквы EMD указывают на то, что владелец этого автомобиля из города Эмдена. Номера полагается менять при смене постоянного места жительства.
Но самое прекрасное, что есть в Бремене — это трамваи. Любой город, в котором есть трамваи, становится гораздо симпатичнее, чем город, в котором трамваев нет. А города, в которых трамваи убирают самым отвратительным способом, теряют нечто большее чем простые затраты на демонтаж рельсов.
Схема трамвайных путей больше похожа на схему метро, поэтому разобраться с нужным направлением, едва выйдя из здания аэропорта, занятие не такое уж и простое. Сами трамваи очень удобные и практически бесшумные. Самое главное, что поначалу абсолютно непонятно как платить за проезд. Местные, похоже, пользуются проездными, но вот разовые поездки… От аэропорта до хостела на трамваях с одной пересадкой мы добрались зайцами. Ну или в ожидании когда к нам, наконец, подойдёт кондуктор. Естественно никакого кондуктора мы не дождались. А потом ещё. И ещё… Оказывается, оплату за проезд в бременских трамваях полагается производить самостоятельно. Самостоятельно опустить деньги в аппарат. Аппарат выдаст билет. Билет полагается прокомпостировать. Когда я поняла это, то мне даже показалось, что отдельно взятый социализм в трамваях в Бремене всё-таки удалось построить. Эти трамваи абсолютно адаптированы для жизни людей с ограниченными возможностями. Когда к входу в трамвай подъезжает человек в инвалидной коляске, то тут же, издавая писк, начинает медленно опускаться трамвайная подножка. Трамвайная подножка опускается до тех пор, пока не сравняется по уровню с тротуаром и человек не заедет на неё в своей инвалидной коляске. Потом, всё также издавая писк, трамвайная подножка начинает подниматься до тех пор, пока человек на инвалидной коляске не окажется в салоне транспорта. И всё. Это потрясающе. Когда-нибудь такие трамваи появятся и в России.
А потом мы узнали сколько всё же стоит поездка на трамвае и решили, что одного билета нам хватит. Наверное, на таких зайцев как мы должны существовать контроллёры, но мы так и не встретили ни одного. Но всё равно было как-то неловко.
Трамвай проходит и по исторической части города:
А вообще до центра можно дойти и пешком:
Во время Второй Мировой войны Бремен был важнейшей базой германского военного флота и поэтому подвергался систематическим бомбардировкам англо-американской авиации. Об этом свидетельствуют фотографии тех лет, установленные на информационных стендах в исторической части города:
Но про сам старый город чуть позже. Простые улицы Бремена хороши и с наступлением сумерек:
Да-да-да, прямо у самого памятника…
…на зелёном газоне пасётся самый настоящий кролик. Или заяц. Но! Рядом проезжая часть, вокруг дома, это город, а толстопопый кролик неспешно поедает зелёную газонную травку прямо у прохожих под носом и осторожно косится на нас своим правым глазом:
…И заметив повышенный интерес к своей ушастой персоне…кролик дал дёру. Но далеко не убежал, спрятался под дерево и почти по-страусиному опустил свою кроличью голову:
Ещё улиц поздневечернего Бремена:
Не знаю, что это за здание, но с таким освещением оно смотрится гораздо лучше, чем при дневном свете:
Специальный светофор для велосипедистов:
Указатели:
Здание аптеки. Ах, какой эркер!
Что делать оставшееся время в Бремене, кроме как ходить по улицам и глазеть по сторонам, было абсолютно непонятно. Но когда стараниями Аэрофлота и РЖД в другую страну добраться в несколько раз дешевле, чем улететь домой… То решение о поездке принимается само собой. Надо ехать. Значит, надо ехать.