Дворец Ширваншахов

Дворец Ширваншахов

Средневековое государство Ширван было крупнейшим феодальным государством Закавказья и Ближнего Востока. Территория Ширванского государства простиралась «от берегов реки Куры до Дербенда», а его история — это две столицы, три династии и почти семь столетий от завоеваний и расцвета до войн и присоединения к Сефевидам.

Этот краткий экскурс в один абзац по Средневековью необходим для того, чтобы понять, откуда в Баку есть целый дворцовый комплекс с усыпальницей, дворцовой мечетью, баней, мавзолеем придворного учёного и, конечно, самим дворцом.

Постройка этого дворца была связана с переносом столицы государства Ширван на новое место. Строительство всей резиденции для правителей длилось три века и завершилось практически вместе с существованием самого государства и последней династией правителей.

2

Кто жил и что происходило на территории бывшего Дворца Ширваншахов в период правления Сефевидов осталось загадкой. После войны Сефевидов с Османской империей город взяли турки и во дворце расположились турецкие паши. После осады города войсками Петра I в 1723 году дворец сильно пострадал и находился в таком состоянии до передачи его в середине XIX века российскому военному ведомству. Но в ведомстве взялись не только за реставрацию, но и за его перестройку — здание дворца приспособили под склад. Удивительно, но только наличие этого склада спасло его от полного уничтожения. Когда Православная церковь добивалась сноса дворца для постройки на его месте Бакинского собора, ей отказали только потому, что помещение уже занято складами. После 1917 году в Баку основательно взялись за изучение и фиксацию исторических памятников и уже при советской власти здесь началась уборка дворца от векового мусора и грязи, здесь начались археологические и масштабные ремонтно-реставрационные работы по приведению комплекса в надлежащий вид. Здание дворца было предоставлено Музею истории Азербайджана и ещё какое-то время в нём располагался Азербайджанский народный музей и Музей истории религии. И только в 1960-е годы дворец был превращен в архитектурный заповедник и ещё позднее в отдельный комплекс Дворца Ширваншахов.

3

Я очень рекомендую посетить этот музей не только тем, кому интересны музеи в принципе. Не знаю, сколько в современном комплексе осталось от того самого дворца после всей этой истории и дальнейшей реставрации, но история здесь буквально в деталях. Дворец Ширваншахов напомнил мне Дворцовый комплекс Топкапы в Стамбуле.

4

И Мечеть Сулеймание тоже напомнил.

5

Каменное кружево потолков.

6

Каменные лестничные ступеньки.

7

Комплекс состоит из жилого здания Ширваншахов (XII-XV века), Диванханы (XV век), Мавзолея Сеида Яхьи Бакуви (XV век) и Мавзолея семьи Ширваншахов (1435—1436 годы), Шахской мечети (1441—1442 годы) и останков не сохранившейся Мечети Кей Губад, бани (XV века) и ворот, оставшихся со времён правления турецкого султана.

8

Каменный свод потолка как есть.

9

Оригинальный купол тронного зала остался запечатлённым только в строках придворного поэта:

«Он голубой, как небо и золотой, как солнце. Когда свет сквозь окно падает на богато украшенный потолок, на голубом куполе загораются звёзды».

Проецируемое изображение даёт маленькую возможность представить, как всё было на самом деле.

10

С интерактивом в музее вообще очень хорошо. Из этого окошка, например, настойчиво слышен звук шагов. Наклонишься посмотреть, что там и даже не с первого раза поймёшь, что это промелькнула не реальная тень, а всего лишь видеопроекция.

11

Тронный зал был центром парадной части Шахского дворца, но от самого трона не осталось ни иллюстраций, ни описаний. Только из упоминания всё того же поэта о том, что трон был сделан из древесины грецкого ореха и «сверкал как золото» получилось изображение для этой проекции.

12

Невероятной красоты экспонаты в тронном зале.

13

14

15

Здесь же национальные музыкальные инструменты: чогур, гавал, сантур. Можно послушать, как они звучат. Гавал, например, обтянут кожей осетра, что придаёт ему особенное звучание. Сантур инструмент струнный, но играют на нём маленькими молоточками.

16

Нарды — это искусство.

17

Блюда для фруктов, сладкого и десертов.

18

19

Национальная одежда и украшения.

20

21

22

23

Думаете, это повязка на глаза? А вот и нет! Эта штука специально для того, чтобы не помять усы во время сна.

24

Шёлковый кисет для табака.

25

Мешочек для соли.

26

Обувь и не только обувь.

27

28

29

Кашкуль это такой сосуд, который дервиши использовали для еды, питья и сбора подаяний. Традиционно его делали из «двойного кокоса» и носили через плечо.

30

Сокровища!

31

Наблюдать за каллиграфией процесс завораживающий.

32

Книга с каллиграфически исписанными страницами.

33

Следы обстрелов после армяно-азербайджанского конфликта 1918 года.

33д

Макет Баиловской крепости. Её останки море впервые обнажило в 1925 году, когда уровень воды стал резко падать.

34

Находки археологических раскопок. Фрагменты стен с арабской вязью, изображениями лошадей и верблюдов.

35

36

37

38

Тарелки, кувшины и прочие элементы быта также были найдены в ходе археологических раскопок.

39

Это лампа. Работает на жидком топливе.

40

41

Кувшин для молока, масла или мёда.

42

И ещё внутреннее помещение дворца.

43

Кладка стен.

44

Виды внутреннего дворика.

45

46

Дворцовая мечеть.

47

Останки старой мечети.

48

И бани при дворце.

49

На дереве рядом завязались плоды. Сама бы не догадалась, но это миндаль. У листьев миндаля специфический, но приятный запах, чем-то напоминает запах листьев грецкого ореха.

50

Урожай миндальных орехов поспеет только к сентябрю.

Иногда путешествие это не только на расстояние, но ещё и в прошлое. Зависать над географической картой мне особенно нравится на сайте поиска авиабилетов.

comments powered by HyperComments