Городской фестиваль альтернативного искусства длится целый январь и проходит каждый год во всех залах Гонконга. Пантомима и танцы, драматические спектакли и оригинальные постановки, и, конечно же, выставки местных и иностранных художников.
Уже у самого выхода от MTR Fo Tan нам вручают брошюрку-путеводитель по Fotanian Open Studios…
Неудивительно, что всё это, как и многое здесь, располагается в небоскрёбах. Удивительно то, что залы с картинами и скульптурами, выставками и мастерскими самих художников спокойно соседствуют со складами, заводами, цехами, прачечными и даже непонятной «Christian Spiritual Rock Church». Перебираешься с этажа на этаж при помощи огромного грузового лифта, пересекаешь обшарпанные коридоры в поиске новых залов с предметами искусства и то и дело натыкаешься на китаянок, которые шумно столпившись около стола мелко шинкуют непонятное нечто, развешанные вдоль стен свиные туши разной степени аппетитности, цистерны горохового пюре, источающие удушающий запах… А на лестницах, прислонившись к перилам стоят швабры, да выглядывает металлическая арматура из-за бетонных стен… И какой-нибудь китаец, не из художников, а из простых рабочих, над чьим цехом вы вдруг надолго зависли, выглянет и скажет: «No art!» так, что понимаешь, что по инерции «чего только не бывает» ты посчитал и его цех за потенциальное произведение искусства. И точно также становится непонятно новое ли веяние какой-нибудь альтернативщины в искусстве эти надписи на стенах или всего-то приветы от случайно оказавшихся здесь людей:
В воскресный день выставка собирает особенно много посетителей. Но два десятка этажей вместе с крышей всё равно не дают ощутить «час-пик» искусства. Картины смотрят, картины фотографируют, с картинами фотографируются:
И хотя я придерживаюсь мнения, что фотографировать картины так же нелепо, как сидеть на рок-концерте с включённым диктофоном, но всё равно удержаться не могу.
Зал пророщенных картофельных клубней, арахисовых орешков и дошедших до нужной стадии спелости бананов:
В одном зале помимо цветов нарисованных по углам были расставлены цветы свежие. На фоне запахов в других мастерских эта комната заметно выделялась:
Везде лежат так называемые раздаточные материалы: открытки с видами картин, визитки с координатами художников:
Зал с композициями из вырезанных из бумаги фигурок. Примечательно, что большинство из фигурок, будь то ладошка или бабочка — вырезаны не вручную. Да и я сама, не удержавшись, купила «штампик» с ладошкой. Уж слишком хорошей мне показалась идея.
Особенно вот здесь. Композиция под условным названием «как облапывали девушку». В итоге от самого последнего женского профиля ничего и не осталось:
Один художник живёт и творит там же, где и выставляется. Двухэтажный ярус в одном помещении с книжными полками, письменным столом, кроватью… Одним словом всем тем, что нужно для жизни:
Следующий зал по характеру выставленных работ можно условно назвать «актуальной социалкой». Скромная женщина на первой фотографии в этой записи тоже из этого зала:
Лунные холмы в следующем зале:
Русских авторов узнать нетрудно:
В соседнем зале этажом ниже в свете проектора, играя с собственными тенями, пляшут две китайские девочки. В этом же зале лежат гипсовые конфетки:
Невероятный зимородок. Невероятен ещё и потому, что стоит невероятно дорого. В денежном эквиваленте это можно выразить как «офигеть, как дорого»:
Альтернативно-электронное искусство:
Этажом ниже в коридоре сидит парень. С пилой. И длинным деревянным брусом. Брус разлинован. Данила помогает отпилить квадратик от бруса. На квадратике необходимо написать своё имя. А в соседней комнате уже стопка таких деревянных квадратиков с именами. Здесь явно готовится новое произведение искусства. И мы успели принять в нём участие:
И ещё раз ноги. Этакий футфетишизм:
Мне кажется, что на этих двух картинах изображена одна и та же девушка:
В следующем зале стоят живые манекены (на двоих из них можно посмотреть в записи Гонконг в лицах). Под каждым из них написано: «Душа», «Дух» и «Плоть и кровь». Также стоит дата создания. То есть год рождения. А в соседней комнате стоит лошадь-абажур в полноразмерную величину:
Ещё лошади. Чёрные лошади ночью пришли на водопой. Лошади настолько черны, что видно, как кроме меня и Дани там отражается ещё весь зал:
Руководство к пользованию «делай что-нибудь»!
Под эту нехитрую мантру «делай что-нибудь» можно подписать большую часть выставленного здесь «искусства».
«Делай что-нибудь» — собери композицию из игральных кубиков и жёванной бумажки:
«Делай что-нибудь» — изрисуй рулон туалетной бумаги!
«Делай что-нибудь» — выстави работы, достойные выставки старшей группы детского сада!
«Делай что-нибудь» — что угодно, но только не «bored to death»!
Самым интересным для посетителей оказался вот этот зал. Зрителей здесь всегда много. А ещё слушателей. Художник, он же — бывший таксист, рассказывает интересные истории из своей жизни таксиста в прошлом. В настоящем он — художник, который и рисует эти такси. И вообще он любит такси:
Ещё из цветных пластин он собирает вполне узнаваемые, но очень интересно интерпретированные, картины:
И просто самое главное отличие Гонконга от Китая в его творческом исполнении:
Самое удивительное, что через несколько залов есть другой художник. С художником-таксистом они явно дружат. Или неявно дружат. Повторяет или не повторяет он за ним — не важно. Важно, что в чувстве юмора ему не откажешь точно:
Вот, например, одно из доказательств их дружбы. И это помимо картин из пластин вперемешку с деревяшками, картин, где он пытается догнать красное такси и компьютерной игрушки, где он уделывает такси в металлический хлам:
В соседнем здании на верхнем этаже находится глиняная мастерская. В Гонконге не переставая можно смотреть на две вещи: как цветёт ветка сакуры в японском садике и как китаянки лепят глиняные кувшины. Это, конечно, шутка. Но последнее действительно завораживает.
По всей мастерской в разной стадии готовности разложено всё для «глинолепия» от кусков свежей «ещё неотёсанной» глины до неудачно обожжённых в печи, растрескавшихся и битых изделий в мусорном ведре:
Тут лежат готовые глиняные поделки:
И даже маленький глиняный Тоторо:
А самое удивительное, что всё это — лишь маленькая часть из выставочных залов одного строения и совсем чуть-чуть с последнего этажа и крыши другого… Целого дня не хватит, чтобы обойти эту выставочную зону. Даже пары выходных на это будет мало.
2 комментария
Pingback: «Я ничего не понял, но мне понравилось» © — Делия Телеграф
Pingback: deliatelegraph » Из капиталистического Гонконга в коммунистический Китай с любовью