Ровно тридцать лет назад 8 июля 1982 года для свободного посещения была открыта панорама «Разгром немецко-фашистских войск под Сталинградом».
Площадь панорамы — 2000 кв.м., что делает её самым крупным живописным полотном России, одной из крупнейших в мире панорам и единственной панорамой, написанной на тему Великой Отечественной Войны.
Панорама это не только живописное полотно, но и ещё около 1000 кв.м. декораций, да таких, что не сразу поймёшь, где заканчивается передний предметный план и начинается полотно… Смотровая площадка условно находится на вершине Мамаева кургана, отсюда можно рассмотреть знакомые силуэты города: у самой Волги видны дом Павлова и мельница.
Панорама — это театр военных действий и взаимодействие различных родов войск, будь то авиация, пехота, танки и артиллерия. Но точной исторической иллюстрации она не даёт — приём совмещения во времени и пространстве как раз создаёт тот эффект, когда можно проследить за ходом всей битвы — от немецких танков, пришедших с запада до пленных немцев, ведомых жалкой разбитой колонной на восток.
Это полотно о духе того времени, о городе, разрушенном, но не побеждённом, о мужестве и, конечно же, о людях. Художниками были воскрешены легендарные подвиги Сталинградской битвы — связиста Матвея Путилова, зажавшего в зубах концы оборванного провода…
…младшего сержанта Николая Сердюкова, своей грудью закрывшего амбразуру вражеского дзота, лётчика Виктора Рогальского, совершившего воздушно-наземный таран, медсестры Анны Бесчастновой, вынесшей с поля сотни раненных…
Самая зловещая часть панорамы — наспех сколоченные кресты с немецкими касками на могилах фашистов. Отличить, где предметный передний план, а где нарисованные — практически невозможно.
Общий вид этого фрагмента.
Бутылка с зажигательной смесью, задетая шальной пулей, взорвалась в руках Михаила Паникахи и тот, объятый пламенем, живым, горящим факелом бежит на таран к немецкому танку и поджигает его. На склоне Мамаева Кургана есть памятная плита — звание Героя Советского Союза было присвоено Михаилу Паникахе посмертно.
Оценить работу художников, декораторов и оформителей достаточно просто — попробуй отличи, какая часть землянки нарисована? А следы от гусениц танка? Где граница нарисованных следов и предметного плана?
Рукопашная.
Сбитый самолёт с фашистской «колючкой» на хвосте. Воронка у самолёта нарисована только наполовину. Другая её половина — работа декораторов-оформителей. Они же — работники мосфильмовской студии.
Ключевой центр композиции — встреча двух армий.
Загадка для пытливого наблюдателя — постоянно держать в голове черту, где заканчиваются декорации и начинается полотно.
Делать это совсем непросто.
А здесь изображён ещё один Герой Советского Союза — снайпер Василий Зайцев. Признанного мастера маскировки найти непросто даже на нарисованном полотне… Видите снайпера?
А так? Тоже нет?
Вот же он!
Снайпер Василий Зайцев за Сталинградскую битву уничтожил более двухсот солдат и офицеров Третьего Рейха, включая и 11 снайперов. Прибывший в Сталинград только ради поединка с легендарным снайпером, самый лучший стрелок из Германии тоже получил пулю. А Василий Зайцев выжил. Он пережил Сталинградскую битву, пережил Вторую Мировую, он пережил развал Советского Союза и умер в декабре 1991 года в Киеве. Был похоронен по его же просьбе на Мамаевом кургане.
И заключительный этап панорамы — это пленные немцы, которых нестройным конвоем ведут к Волге, которую они так хотели увидеть. Ведут разбитых, измождённых затянувшейся битвой и войной, перевязанных и подвязанных платками… На переднем плане можно заметить их нехитрую обувку — плетённые, наподобе лаптей, это одевали на обычную обувь для тепла, смолили снизу, чтобы не пропускали влагу.
Фрагмент в целом.
Крупным планом.
И ещё. На переднем плане тлеют деревянные доски — они элемент декорации.
One comment
Pingback: Где пленили Паулюса — Делия Телеграф