Вообще я хотела доехать до паррокии Ла Масана, но вместо этого приехала в Ординьо. Ну да ладно, кого я обманываю — до Ла Масаны я пешком хотела дойти, но притопала к туннелю и в своей затее усомнилась. Пришлось вернуться до ближайшей автобусной остановки, сесть на автобус, в котором встретить разговорчивых попутчиков и приехать вот сюда. И даже не пожалеть о том, что до Ла Массаны я так и не добралась. Ординьо — третья из самых старых общин страны и крупный районный центр Андорры, расположенный у подножия вершины Казаманья.
Жизнь здесь, как и в любой провинции Андорранских земель, течёт тихая, спокойная и размеренная…
Когда-то это был посёлок с большими родовыми домами жителей Андорры, претендовавшими на дворянские титулы. И здесь всё ещё можно увидеть остатки кузнечного горна, принадлежащего семьям Арени-Пландолит и Россель, а также родовое поместье Дона Гильема, весьма состоятельного по местным меркам человека.
Одной из неоспоримых достопримечательностей города можно назвать его беспорядочную планировку. Живописные уголки и узкие улочки, окружённые со всех сторон домами в типичном андорранском стиле — это и есть Ординьо.
Улицы и тупики:
Табличка на административном здании Ординьо:
Среди домов Ординьо известны имения семей Фитер-Риба, где некоторое время жил известный каталанский поэт Жасинт Вердагер и где теперь хранятся старинные документы; также известен родной дом барона Гильема Арени-Пландолит, автора «Новой Реформы» (1866). На главной площади города — площади Майор, возвышается приходская церковь и ратуша. На её фасаде всё ещё можно видеть толстое металлическое кольцо, к которому привязывали правонарушителей для публичного позора.
В Церкви почитаются образы двух святых, а сам храм, возведённый в эпоху Средневековья, подвергся полной реконструкции в XVII веке, после чего строительные работы в нём были проведены ещё раз, но уже двумя веками спустя.
Происхождение колокольной башни трудно определить с достаточной точностью. Возможно, она датируется эпохой строительства оригинальной церкви или же принадлежит к периоду реконструкции, так как поддерживается попытка передать веяние романского искусства. По интерьеру самого храма это определить тоже невозможно — там сохранились элементы как барокко, так и скульптура святой Девы Марии XII века, выполненная в романском стиле.
Рядом с самой церковью сохранилась типичное для зоны Пиреней сооружение, использующееся для ритуалов защиты от непогоды. Если обойти церковь и подняться вверх по лестнице, то можно увидеть практически все крыши этого небольшого квартала:
Вот как раз отсюда на город открывается прекрасный вид:
Некоторые дома откровенно заброшенные. В проёмы между деревянными досками можно заглянуть как в замочную скважину:
Фасад здания:
Очень напоминает оформление фасада в Лес-Эскальдесе:
Вид на площадь Майор у церкви в Ординьо:
Вверх по улице от площади Майор:
Дом-музей семьи Арени-Пландолит виден издалека:
Старинное добротное здание с множеством комнат внутри и огромным количеством экспонатов. Погружение в жизнь и быт тех времён полное.
К сожалению, в самом здании снимать категорически запрещалось. Но я с уверенностью могу сказать, что приезжать в Ординьо следует только ради этого дома. Особенно тем, кто в детстве перечитал слишком много книг о средневековых замках 🙂
Фотографий, сделанных внутри дома-музея, у меня совсем нет. Есть только фотографии, сделанные во дворике в ожидании начала экскурсии. Экскурсию на очень понятном английском проводил смотритель музея. Кроме этого рядом функционирует Музей Почты и истории филателии в Андорре (привет всем любителям посткроссинга!)
Вид на дом-музей Арени-Пландолит с территории внутреннего дворика:
Кстати, вот эти башенки внутри оказались абсолютно пустыми:
Кроме этого в Ординьо есть ещё несколько музеев. Это и Иконографический музей Сант-Жорди, и Музей Религии… Эти музеи находятся в одном здании Марагда, где выставлена большая коллекция православных икон XVII, XVIII и XIX веков, привезённых из Греции, Болгарии, Украины и России.
На этом присутствие «родного и знакомого» на территории Ординьо не заканчивается и в здании Кома расположен Музей Микроминиатюры Николая Сядристого, который признан лучшим мастером в этом жанре:
Невооружённым взглядом на экспонаты этого музея не взглянешь — только микроскоп с трехсоткратным увеличением:
Все его работы выполнены с использованием благородных металлов, семян и бумаги. Игольное ушко — классика микроминиатюры:
Невероятной красоты и тонкости работы, рисунок выполнен в половинке яблочного семени:
Портрет:
И, неожиданно, в Ординьо в невероятных количествах были обнаружены матрёшки:
Эта запись по тегу Андорра заключительная. Фотографии и впечатления, добытые за февраль-март этого года закончились. Маленькое княжество Андорра так и останется в памяти моих ощущений невероятным сочетанием безумно-синего неба и тысячью оттенками серого каменной кладки старинных домов.
P.S. Люди, не запирайте домашних питомцев на балконе! Собачки же грустят.