Иностранцев в России всегда удивляют наши расстояния, что ж — меня тоже. Но только, наоборот. В рекламе всяких туров категории «галопом по Европам», меня всегда смущали описания маршрутов. Например, «за ночь проезжаем Польшу». Проехать за ночь целую страну? Из Астрахани вот, например, за ночь можно в соседний Волгоград только уехать, а тут — проехать целую страну. Да вы шутите!
И хотя ни в какой европогалопный тур я не была, и проверить можно ли действительно проехать Польшу за ночь мне так и не удалось, но свои впечатления от описаний тех рекламных буклетов я помню до сих пор. И всякий раз вспоминаю, когда со мной случается что-то похожее.
Например, на Мальте я жила в Мсиде, а купаться ходила на пляж в Слиму. И только спустя пару дней до меня дошло, что это два разных города, между ними есть поворот на третий город — Гзиру, и даже есть ещё и остров. При этом путь от Мсиды до Слимы укладывалось в полчаса. Примерно за столько же времени можно было дошагать от этого городка до столицы Валлетты.
У этой географической особенности быстрого перемещения между населёнными пунктами есть и другая сторона. Например, можно случайно оказаться в другом городе и не сразу заметить это. Например, на севере Милана есть Parco Nord. Это большой городской парк, где есть и спортивные площадки, и лавочки для пикника, и источники с водой. Сам парк неправильной формы и поэтому состоит как бы из нескольких парков. Получается, что к одной его части примыкает кладбище, а к другой — аэроклуб. А ещё в парке есть прудики с уточками, черепахами и рыбками, огороды, клеверные луга, ежевичные чащи… Мы как-то решили прогуляться по этому парку до самого конца, а когда дошли до него, то оказалось, что это уже не Милан.
Или вот поездка в Stone Oven House. Пока ехали обратно, то случайно оказались в трёх разных городах. Хотя и не планировали.
Лузерна-Сан-Джованни
Первый город, куда нас подкинули на машине от Дома с печкой. Когда-то в этот городок ходили поезда, но сейчас осталась только заброшенная станция. Даже буква на фасаде отвалилась и теперь в названии городка есть что-то китайское — Luserna Sang Ovanni.
Из Лузерны предполагалось доехать на автобусе до Пинеролы, а уже там пересесть на поезд до Турина, чтобы уже там пересесть на поезд до Милана… Но оказалось, что автобусы до Пинеролы ходят раз в час, а последний ушёл три минуты назад.
Что же можно успеть увидеть в городе, о существовании которого не знал ещё утром, за час? Например, пробежаться по всем близлежащим достопримечательностям.
Мозаичная надпись гласит:
Свет во тьме светит
Полностью на латыни эта фраза звучит так: «et lux in tenebris lucet et tenebrae eam non conprehenderunt».
Тут же у площади более понятные надписи — перечисление запретов.
Лузерна-Сан-Джованни условно состоит из трёх частей: холм Сан Джованни, где изначально находилось поселение; равнина, где находится большая часть города; средневековая деревня Лузерна, которая стоит на месте слияния двух рек Лузерны и Пелличе.
Получается, что город Лузерна-Сан-Джованни появился после объединения двух городов — Лузерна и Сан Джованни. Это произошло в 1871 году, что по итальянским меркам совсем не возраст. Тем более, что история двух этих городов по отдельности исчисляется веками.
Дома здесь выглядят так.
Или так.
Кладка на крыше. Похоже, это местный элемент строительства. До этого дня я таких тонких плит нигде не видела. Их даже специально не обрабатывают — горные породы слоистые. А ещё слюдяные. Камешки очень блестят на солнце.
Церковь Parrocchia Del S. Cuore Di Gesu’ — Приход Пресвятого Сердца Иисуса.
А вот и само сердце на фасаде.
С другой стороны церкви разбит самый настоящий огородик.
С красной смородиной.
Лето, ребята! Гласит плакат на двери церкви.
А потом приходит автобус до Пинероло.
Пинероло
На гугл.карте Пинероло выглядит этакой кляксой. На карте железных дорог Италии Пинероло, должно быть, выглядит этаким аппендиксом. Поезда отсюда уходят только в одном направлении — до Турина. А ещё они ходят раз в два часа и… последний ушёл прямо у нас под носом, пока мы покупали билеты.
Вокзал Пинероло.
На дату своего основания — 981 год — Пинероло представлял собой несколько объединённых деревень. Общее название Пинаролиум, что в переводе означает «сосновая роща», город получил буквально, а бывшие деревни стали современными районами города.
Например, Сан Донато стал самой низкой частью города, а Сан Маурицио, наоборот, самой высокой и самой старой. Эта историческая часть Пинероло расположена на холме, где некогда возвышалась Цитадель.
Власть над городом зависела от церкви. С самого начала город находился в собственности Туринского епископа, а спустя почти век перешёл в собственность бенедиктинского монастыря. Но затем город восстал против монастырской власти и заработал право быть свободной коммуной.
В XIII веке здесь правили Амадей IV Савойский и его брат Томас II, их правление было признано периодом расцвета города. В начале XV века Амадей VIII присоединил город к своим владениям, а в середине XVI века Пинероло находился под властью французов.
Кардиналом Решелье было принято решение возвести здесь крепость для контроля территории северной Италии. Расширил старый замок, восстановили прежние стены, расположив пару ворот так, чтобы одни смотрели в сторону Франции, а другие — в сторону Турина. Позднее крепость использовали в качестве тюрьмы и Людовик XIV отправлял сюда своих врагов, самым известным из которых был загадочный узник Железная маска.
В конце XVII века Пинероло снова перешёл под власть рода Савойских — Виктора Амадея II, а в начале XIX века снова был завоёван французами, но ненадолго — в 1814 году город снова вернулся под власть Савойской династии, но снова ненадолго.
В 1821 году в Пинероло началось повстанческое движение, ставшее предвестником Рисорджименто — национально-освободительное движение за объединение раздробленной Италии. В последующие годы город стал развиваться и расти.
Площадь Витторио Венето — главная площадь города. В центре возвышается мраморная статуя генерала Филиппо Бриньоне, а по средам и субботам здесь проходит ярмарка. Если приглядеться, то на заднем плане вида на эту площадь можно увидеть горы. На самом деле нет, но они там есть.
Пинероло называют городом кавалерии. Исторически здесь располались многочисленные казармы.
Ещё в конце XVI века в Италии получило распространение искусство верховой езды. Школы открывались во многих провинциях, открылась своя школа и в Пинероло. В военной школе верховой езды в Пинероло практиковались какие-то особенные для того времени методы обучения, так она быстро сыскала популярность.
В 1943 году школу закрыли. А в 1990 году решили открыть заново, продолжить прежние традиции и поднять мастерство верховой езды на прежний уровень. С тех пор в Пинероло проходят Конкурсы верховой езды, принять участие в которых съезжаются кавалеристы и наездники как с Италии, так и из других стран мира.
Монумент павшим за освобождение Пинероло в 1943-1945 гг.
На другой площади — площади Луиджи Факта — находится небольшая церковь Сан Рокко.
Тут же на площади проходит фотовыставка в рамках Festival Internazzionale Immagini dell’Interno.
Балкончик на площади и его обитатели.
Кафедральный собор Сан Донато — другое более известное здание в Пинероло.
Статуя у входа в собор.
Первое упоминание этого собора относится к середине XI века, но в последующие года собор не раз перестраивался и это хорошо заметно, если обойти его со всех сторон.
Колокольня была возведена только в первой четверти XV века.
И в общем-то всё. До других примечательных мест можно успеть дойти едва ли. Успеть дойти можно, а вернуться к поезду уже нет, а ждать следующего поезда придётся ещё два часа. Поэтому лучше пробежаться по колоритным (но всё равно таким типичным итальянским) улочкам центра города.
Эта, например, начинается сразу от Кафедрального собора.
Ещё улиц.
И городского искусства на их стенах.
Бык — один из символов региона. Изображение этого животного есть на гербе Турина, а Пинероло относится к его провинции. В сувенирных лавках здесь они очень распространены.
Монкальери
Поезд из Пинероло до Турина проходит через Монкальери. И мы решили снова посмотреть на этот маленький, но очень симпатичный городок. Тем более, что от него добраться до Турина можно буквально за десять минут и в любое время.
Правда, мы промахнулись с остановками и вышли в Никелино.
Здесь мог бы быть раздел про славный город Никелино, провинции Турин региона Пьемонт. Но на это уже не было времени, да и город со стороны вокзала произвёл какое-то странное впечатление.
Как будто не Италия, а закос под дворец «новорусского» особняка.
И, самое главное, поезда от Никелино идут раз в час, поэтому до Монкальери пришлось добираться своим ходом. Потратили на это минут сорок, зато увидели город с самой окраины.
Мост через реку По.
Старый город Монкальери справа — вот его красная черепица крыш и редкие башенки.
Первоначальный план на этот город был таков — выяснить, что тут изменилось (и изменилось ли) спустя два года.
Улицы всё те же.
И каменные обитатели улиц на месте.
Здание колледжио всё также на реставрации — фасад закрыли лесами весной 2015 года
Главная площадь городка всё также заставлена машинами.
И вид на огороды со стороны Королевского замка (ныне — военная академия) всё тот же.
Даёшь маленькому городу рестораны с громкими наградами!
И улицы всё те же. Два года назад смотрели с балкона на Пасхальный ход.
Очень длинная и эмоциональная просьба не мусорить.
Появились, кажется, новые мусорники. Доступ к ним только по ключу.
Длинные предзакатные тени на via Real Collegio.
Ну а потом поезд до Турина, а из Турина поезд до Милана — вот и конец путешествия выходного дня.
Рисовые поля из окна поезда по дороге где-то между Пьемонтом и Ломбардией.