Вечером девятого мая я зашла в Союз художников. Там проходили несколько выставок, открывалась ещё одна, на которой были выставлены две работы одного моего знакомого художника. Поэтому эта запись будет совсем немного о выставках и совсем немного о художнике.
На фотографии выше — вид из окна во внутренний дворик дома Союза художников. Дворики в Петербурге явление вообще интересное, а этот — особенно. А так выглядит один из залов внутри:
В одном из залов проходила фотовыставка «20 лет без СССР», посвящённая двадцатилетию, прошедшему после подписания Беловежских соглашений. Единого автора у выставки нет. Фотографии были представлены разными людьми и далеко не все из них профессиональные фотографы. Коллективный автор и организатор выставки — Движение «СУТЬ ВРЕМЕНИ», сформировавшееся в Интернете вокруг одноимённого цикла телепередач Сергея Кургиняна.
А суть выставки в том, что 27 августа 2011 года, люди из разных уголков бывшего пространства СССР вышли на улицу с фотоаппаратами, чтобы сделать моментальный снимок СССР через двадцать лет после его исчезновения. Результатом стали около 40000 снимков. И всё это о том, что изменилось в окружющем мире за пару десятков лет, всё, что произошло с людьми. промышленностью, сельским хозяйством, образованием и здравоохранением, оборонной сферой бывшего пространства СССР.
Никакой статистики, а просто красноречивые, говорящие сами за себя снимки о том, что осталось на месте бывших заводов, фабрик, комбинатов, школ, санаториев, больниц, детских садов… 9 мая смотреть на эту выставку было с каким-то сообенным,странным, ни на что не похожим ощущением. На выставке были представлены около 200 фоторабот.
Астрахань тоже была замечена среди прочих фотографий. Если не ошибаюсь, автор фотографии — Михаил Долиев. А на фотографии — астраханский санаторий «Тинаки». На фотографии можно рассмотреть, что даже на постаменте с неизменной подписью «ЛЕНИН» самого Владимира Ильича уже не наблюдается.
Отдельное внимание нужно уделить ещё и книге отзывов. Есть там такое:
В соседних залах проходила выставка «День Победы». Так, выставкой своих произведений, художники традиционно отмечают подвиг народа в Великой отечественной войне. А вместе с художниками-ветеранами в выставке участвует и молодое поколение авторов. Фронтовые зарисовки, этюды, портреты, композиции, мирные пейзажи…
Кроме фотографий работ моего знакомого художника, я сделала несколько фотографий работ, которые заинтересовали меня сильнее остальных. Когда поднимаешься на второй этаж выставки, то уже с лестницы видна эта работа. У меня, честно говоря, мурашки по коже были от первого взгляда на этот холст, просто, как говорят, оторопь берёт до того это всё пронзительное и жутковатое. Очень сильная вещь.
«Федюнин В.Ф. «Ленинградские дворы» х.м. 2012 г.»:
Крупным планом: горе, отчаяние и смирение.
На другой стороне зала «Групповой портрет в пространстве и времени «Демиурги и антиподы», автора — Стародубцев Б.М. (2012 г.) состоит из двух работ — «Демиурги» и, соответственно, «Антиподы».
И интересно тут проследить за тем, кто где изображён… Так, «Демиурги» это: И.Христос, К.Маркс. В.Ленин, И.Сталин, Мао Цзе Дун, Л.Берия, А.Лукашенко, Ф.Кастро, М.Каддафи, П.Дыбенко, У.Чавес, Ф.Дзержинский, Ю.Гагарин, А.Стаханов, И.Курчатов, С.Будённый, Г.Зюганов, В.Чапаев, А.Харчиков, Н.Мартынов, П.Раскова, Солдат, Хо Ши Мин, К.Циолковский, Политрук, В.Маяковский, В.Мухина, Пионер, Ж.Алфёров, К.Рокоссовский, И.Папанин, А.Матросов, И.Мичурин, П.Ангелина, О.Кошевой, В.Чкалов, З.Космодемьянская, В.Бушин и др.
А «Антиподы» это: Люцифер, Иегова, Крестоносец, Ростовщик, Монгол, Наполеон, А.Гитлер, А.Колчак, У.Черчилль, Папа Римский, Н.Хрущёв, М.Горбачёв, Б.Ельцин, А.Пугачёва, А.Чубайс, Е.Гайдар, А.Солженицын, Н.Сванидзе, В.Путин, Ж.Медведев, Н.Саркози, Л.Троицкий, И.Хакамада, А.Сахаров, Рейнджер, Полиция, НАТО, Б.Обама, Ю.Лужков, Спецназ, Олигархи, Бандиты, Спекулянты, Шарлатаны, Буржуи, Торгаши, Лакеи, СМИ, Алкаши, и т.д. и т.п.
В общем, почитали, посмотрели и сделали свои выводы, ага.
Мне очень нравятся вот такие портреты. Особенно вот этот. Датирован 1940 г.
Вот этот тоже очень добрый портрет. У цветастого платка у бабушки не сразу заметишь награду.
Рядом висели очень хорошие наброски, сделанные буквально чуть ли не во время военных действий, но я задумалась и забыла их сфотографировать. Зато сфотографировала вот эти, выполненные почти в одной цветовой гамме. Очень живописные работы.
Теперь про одного моего знакомого-художника. Пару лет назад я писала про Шатилова Андрея на сайт Молодёжного информационного центра Астрахани.
Поэтому я никак не могла упустить возможности пойти и посмотреть на его работы уже в Санкт-Петербурге. Работ было две.
Первая «Я вернусь» я видела её до этого только в фотографиях. И, честно говоря, только на выставке заметила, что изображение «двойное». То есть написанное не просто поверх другого, а вот так вот чуть ли не с двойным дном.
И ещё ближе:
И вторая работа, представленная на выставке в доме Союза художников на Большой Морской, — «Ещё одна весна без тебя». Два года назад, когда я первый раз просматривала в интернете фотографии работ Андрея, то, рассматривая эту, долго не могла от неё оторваться. Как же я была рада обнаружить на выставке именно эту работу!
Вид из окна во двор старенького, крашенного голубой лазоревой краской, дома, деревянные рамы, с белой, истрескавшейся краской оконных перекрытий, какие бывают в деревнях, вата между оконными рамами или снег с внешней стороны окна, и дедушка, грустный седой дедушка с поджатыми губами, вышел помолчать на крыльцо домика, а в стекле, отвёрнутый лицом от комнаты, отражается старая чёрно-белая фотография женщины… Мне кажется, что в этом есть многое: и разлука, и память, и одиночество, и ожидание, и любовь… И жизнь.
Лицо дедушки:
Два года назад Андрей учился на иллюстратора в волгоградском университете. А в ноябре прошлого года я не удержалась и напросилась в мастерскую, чтобы посмотреть на работы уже вблизи, а не на фотографиях. К сожалению, большая часть работ тогда была на выставке в Ахтубинске. Фотографии ниже были сделаны у него дома в мастерской.
«Рок-звезда. Шоу продолжается» в процессе. Слева фанаты 60-х гг., а справа фанаты нашего времени, фанатеют будто бы в «другую сторону», найдя себе кумиров со схожей судьбой, а где-то в толпе может быть затерян сам…
И тоже в процессе. Вроде бы потом «Джим Моррисон» уехал в Санкт-Петербург.
А это совсем недавнее. Здесь может показаться, что Андрей стоит рядом с общественным туалетом, но нет…
Сортиръ. Триптихъ. Холст, масло. 150х80. Ох, ну и тётушка же изображена в самой крайней кабинке!
Вот ещё работа, которую я видела в ноябре прошлого года. Сфотографирована мной не очень удачно — в реальности портрет так и кажется трёхмерным, будто бы живым и девушка, настороженно и одновременно заинтересованно выглядывая из темноты, будто бы предлагает и одновременно дразнит яблоком. И какие же у неё пальцы… Ева. Холст, масло. 40х50.
Те фотографии, что были сфотографированы не мной, я взяла в группе художника Андрея Шатилова вконтакте.