В давние времена Екатерина II, решив, что южные земли России слишком необжиты, издала манифест, определив тем самым место, условия и права переселенцев. Первыми откликнулись потомки чешских или моравских братьев — гернгутеры из Саконии. Через три года колония была основана. Ещё через три началось строительство оборонительной крепости. Так началась история Сарепты.
Это трудно представить сейчас, но когда-то на Волге образовалась маленькое немецкое поселение. И колонисты зажили хорошо, проявляя предприимчивость и порядок во всём: образовывались заводы и фабрики, мастерские и лавки, бумажная мануфактура и трикотажное производство заработали на полную мощь, маслобойный аппарат и первая «отечественная» горчица…и ещё с десяток производств.
Неудивительно, что практически стерев с лица земли Сталинград во время Великой Отечественной Войны. Сарепту немцы почти не тронули. Даже не смотря на то, что с 1920 года колония Сарепта стала называться посёлком Красноармейск.
Теперь отсюда хорошо видна арка первого шлюза Волго-Донского судоходного канала.
Здесь находится самый большой в мире памятник реально существовавшему человеку.
И здесь находится единственный в мире памятник гиппопотаму. Причём здесь гиппопотамы — никому неизвестно.
До Сарепты, которая на самом деле уже давно не Сарепта и даже не Красноармейск, а всего-то Красноармейский район города Волгограда, можно добраться на электричке всего за 20 рублей.
В электричке запрещены курящие и выпивающие зайцы-кролики.
Зато название станции осталось по названию некогда существовавшей колонии переселенцев. Эти домики на станциях на самом деле очень интересны. Они везде очень разные, но, тем не менее, одинаково похожие друг на друга.
И именно в этом маленьком домике когда-то размещался революционный комитет и героически сражались за установление советской власти в Царицыне.
На железнодорожном полотне вытянулись составы вагонов.
Недалеко встречаются вот такие здания. Это управление водных путей и судоходства.
Рядом похожие. Но только жилые. На балконе сушатся простыни.
А прямо через дорогу можно спуститься и пройти к арке первого шлюза Волго-Донского судоходного канала. Как через эту арочку проходят вооот такие корабли для меня остаётся загадкой.
Мимо этих «плавсредств» на воде у набережной пройти не могла. Очень напомнило Набережную из моего детства. В моей Астрахани когда-то вдоль 17-й пристани находилось что-то похожее. Теперь нет.
Похоже на раннее утро. Но уже давно полдень.Небо серое, вода стальная, сквозь седой лес на соседнем берегу проглядывают янтарно-жёлтые ветки.
И вот опять. Ну просто семнадцатая пристань из моего детства! Только меньше размером и нет «зала ожидания» речных трамвайчиков.
Берег напротив заканчивается памятником доблестным морякам Волжской военной флотилии, героически защищавшим Царицын в 1918-1919 и Сталинград в 1942-1943.
А напротив стоит он. Так выглядит самый большой памятник в Европе реально существовавшему человеку. Автор памятника — Евгений Вучетич. Тот самый, руке которого принадлежит и монмуент Воину-Освободителю в Берлине и Родина-Мать на Мамаевом Кургане.
День вокруг всё также сер и уныл.
Сера и растеряна кошка в парке рядом.
Недалеко стоит трактор.
А рядом с трактором — самолёт. ЯК-40.
Корпус настоящего самолёта используется как кафе. Непонятно почему соседний трактор, судя по всему, не используется вообще.
Все корабли, прошедшие через арку первого шлюза, проходят под мостом и далее выходят тут.
Музей-заповедник «Старая Сарепта» — это практически всё, что осталось от некогда существовавшего здесь поселения. Всего четырнадцать зданий: Дом холостых мужчин и Дом незамужних женщин (как ни странно, находятся в одном здании, но разделены разными дверями), Кирха и здание Управы, Торговый дом Гольбаха и просто жилые дома, а ещё Постоялый двор, Винокурня, Аптека…
Из всей некогда жившей полноценной жизнью немецкой слободы, заметно выделяется Кирха.
Кирха смотрит прямо на Площадь Свободы. На Площади Свободы установлен монумент. Здесь захоронены участники героической битвы за Сталинград.
А вот и колониальное наследие вокруг Площади Свободы.
Домики ухоженные или неухоженные, но на каждом установлена табличка: «Что за Дом. Когда построен. Охраняется государством». Государством охраняется всегда. От реставрации ли, в реставрации ли, да просто от сноса.
Как и у любого старинного места здесь есть свои легенды: под этим районом тянутся подземные ходы, ведущие из здания к зданию, от здания до Волги и так под всей площадью….
Так выглядит кирпичная кладка одной из стен одного из домов.
Многие двери опечатаны.
Из интересного:
Маршрутка с таким изображением идёт от Танеева через химчистку до Кладбища.
Глас народа на одной из дверей дома в Старой Сарепте. Глас возмущён.
Новые постройки у старой Сарепты.
И, наконец, единственный в мире памятник гиппопотаму. Чем связана Сарепта (или Красноармейск) с гиппопотамом объяснить невозможно. Википедия указывает на то, что гиппопотама отлили Церетели в дар всем волгоградским детям. Да-да, тот самый который Зураб.
Гиппопотама предполагается тискать за уши. Именно поэтому они натёрты до блеска.
Гиппопотам суров, смотрит и внемлет серьёзно.
Есть только одно но. Вот тут пятым счёту сверху памятником указан тоже бегемот. Или гиппопотам. И место, и автор — всё тоже. Только животинка больше похожа на расплывшуюся абстрактную кучку на гранитном постаменте. Как и когда был взращён из этой кучки вот этот гиппопотамище, я объяснить не могу.