О том, что в Выборге ещё снег даже и писать как-то неловко. Сравнивая с последней моей туда поездкой в мае позапрошлого года — снег там не ещё и даже не всё ещё, а вообще и навсегда. Вдобавок вспоминаются ещё и шутки всё той же позапрошлогодней поездки — про лёд могикан, который, как известно, последний и, наверняка, сумеет переждать от зимы до зимы, раз уже перевалил по времени к лету. Ну да, не смешно. Но мы тогда в самый разгар мая по очереди фотографировались на фоне огромной ледяной глыбы и это улыбает меня до сих пор 🙂
Парк Монрепо место удивительной силы, красоты и притягательности. И я, признаться честно, люблю всю эти суровые северные пейзажи в дозированных количествах: без них мне как-то тоскливо, а только в них — тоскливо ещё больше. Ну что тут поделать.
Одна моя добрая знакомая рассказала как-то, что думала будто бы книга «Пятьдесят оттенков серого» это про Петербург, мол, отложился у неё где-то в памяти демотиватор «петербуржцы различают до пятидесяти оттенков серого» из социальных сетей, вот и наложились одни серые оттенки на другие.
Монрепо в тот день был до цвета щедр. Тут тебе и сумеречная синева, и угольные стволы деревьев, и красноватые вкрапления камней на скалах, мутная белёсость вздувшегося в бухте льда, холодная охра голой земли, тёмная зелень хвойных и вечно салатный мох.
Ветви вербы в тот день явно указывали на приближающееся вербное воскресенье. Пушистые котятки расцвели!
Выборгский замок это, определённо, часть каждой поездки (эта — третья!) в Выборг. Не сходить туда это как не побывать в Выборге. Не видел замка — в Выборге не был.
Вот оно какое, средневековое военное зодчество.
На территории замка, кажется, ничего не меняется. Посмотришь на Выборг с высоты обзорной площадки — кажется и в городе всё точно такое же, каким было два года назад. Но это не так.
У этой двери, например, исчез колоритный такой пенёк. И почему у меня такая память до всяких пеньков? 🙂
Выборг с высоты и попытка прицелиться до отдельных домиков, мостов и лучников во дворе замка.
Эти льдины безумно напомнили мне уроки труда в начальной школе у младшего брата. Им там из урока в урок давали одно и то же задание по аппликации: рвать на маленькие кусочки цветную бумагу и клеить её на картон в форме парусников в море, краснобоких яблок на столе или круглоглазых, большеносых, широкоротых лиц. Кто знает выполняла ли тогда их учительница труда одновременно план по пейзажу, натюрморту и портрету или же она больше не знала, чем занять малышню? Но занимало это рукотворчество наши вечера. Порвать (не порезать!) бумагу и наклеить её на картон в форме парусника на морских волнах. Аррррхрхрррр!
Вот эта вот разрозненная мозаика белёсо-прозрачных льдин на тёмной воде прямо какая-то отсылка на то безумие. Но. Про весенние льдины у меня есть и кое-что своё — я всегда очень хотела увидеть ледоход. Не то, чтобы я была совсем из тех мест, где не бывает льда и снега (бывает и ещё как!), но всё началось после того, как я в глубоком детстве прочитала книгу Д’Эрвильи «Приключения доисторического мальчика» (момент про быстро плывущую и сильно покачивающуюся глыбу льда), а потом и ещё какой-то короткий рассказ из сборника рассказов советских писателей (чьих фамилий, а тем более названий рассказов, я уже и не помню) про то, как каждую весну на ледоход сбегались посмотреть абсолютно все жители и стояли на холме и долго так смотрели, как лопается с шумом лёд, сталкиваются с грохотом ломаясь льдины, и вся эта зима, трескаясь и грохоча, проносится мимо.
Вот прямо тогда, начитавшись книг, я уяснила для себя, что ледоход всегда сопровождается звуком. И именно эти грохочущие льдины, эти трескающиеся глыбы льда я всегда и хотела услышать. Ага, сейчас. Лёд вокруг замка скромно молчал. И, пожалуй, спишем весь этот безмолвный дрейф на скорость ветра, течений и, наверное, ещё и температуру воздуха и воды. И на всякий случай вспомним ещё и Михаила Михаиловича Пришвина с его падающим с дерева листком, звук которого он умудрился расслышать и передать в тексте так, что я слышу этот его шёпот каждую осень.
Заглянули ещё в Музей подводной археологии. Побывать в прошлые мои поездки в Выборг в этом музее мне не доводилось и удивительно! Вот этот якорь (то, что он якорь) я знаю, а дальше — просто набор каких-то невероятных в своих названиях для человека, далёкого от военно-морского дела, артефактов: фрагмент княвдигеда, мачтовый эзельгофт, степс, носовая фигура, фрагмент русленя и много чего ещё. Из всего этого мне знакомы только слова фрагмент, носовая фигура и, пожалуй. ещё я смогу определить, где находится мачта, всё остальное для меня просто лес дремучий и я, любопытства ради и интереса для, нагуглила уже словарь морских терминов и на первой же странице из слов на букву А я знаю, в лучшем случае, половину. В мире столько ещё неизведанного и интересного!
А все эти подводники, археологи, историки и другие причастные к созданию этого музея, должно быть, люди с тем ещё запасом волшебства в руках и голове. Достать всё это с холодного дна, определить какой корабль и какая это его часть. По-моему, это самые настоящие чудеса! А на околовыборгском дне, говорят, покоится ещё пара десятков кораблей.
Я, как ужасный человек, не удержалась и пальцем потрогала один из экспонатов, кажется, шпангоут (название запомнила потому, что рифмуется с дредноутом 🙂 ), а потрогала потому, что «шведские военные суда, затонувшие и пропавшие в петровскую эпоху» — ну как тут было не потрогать, а! Потрогала и удивилась, что на ощупь оно почти как уцелевшая после пожара деревяшка. Я удивляюсь этому так потому, что не знаю, какие там процессы происходят с деревом на дне за примерно три века, но структура дерева на ощупь чувствуется вполне.
А ещё я потрогала потому, что у меня дома хранится окаменелое дерево, невесть с какой прошедшей геологической эпохи, и вот оно то совсем не дерево ни на ощупь, ни, тем более, на вес, а какой-то брусок кремнезёма и только своими очертаниями ещё похоже на дерево — и мне надо было это сравнить.
Заглянули ещё на Центральный рынок. Я там тоже впервые. На рынке есть всё за чем петербуржцы гоняют в соседнюю страну на один день: фэйри, липтон и нескафе. Обязательно финского производства. Такие же российские стоят дешевле и продаются и в обычных магазинах. А здесь финский шоколад мирно соседствует с белорусскими и русскими плитками, но стоит, конечно, дороже. Также дело обстоит и с кофе, чаем, молоком, соусами и бытовой химией — по деньгам выходят также ощутимо больше своих российских аналогов.
Миф о том, что финское, значит, качественное поддерживается и на уровне дороже, значит, лучше. Их финский шоколад с мятой я, правда, обожаю и выбирая между им и каким-то другим, выберу только его. Но вот растворимый нескафе, липтон в пакетиках, пресловутый фэйри… Этот ажиотаж мне не понятен при всех найденных мной доводах. И любая из этих причин тем более не перевесит моего не понимания, как можно целенаправленно ехать на продуктово-потребительский шоппинг в соседнюю страну. Попала я как-то, откатывая свою визу, на такой шоппинг одного дня. Не жалею только из-за того, что в тот день я впервые застала хорошую погоду в Финляндии и распробовала там этот мятный шоколад. Ммм!
Надписи на рынке дублируются на финском, на развалах торгуют дисками на финском языке с русскими субтитрами, но муми-троллей нигде не видно. Это, по-моему, подстава. Рынок с товарами из Финляндии и без муми-троллей? Кстати, мои знакомые финны говорят, что из России из продуктов они увозят домой ржаной хлеб и квас. Ещё, конечно, сигареты, алкоголь и топливо… Да с этим обвалом рубля ещё много чего, честно говоря.
Посмотреть изнутри на Круглую башню мне опять не удалось. Банкет-с!
Зато, удачно свернув к Дому бюргера, вышли к Музею Карельского перешейка. Даже если вы никогда не побываете в Выборге, я всё равно порекомендую группу этого музея вконтакте.
В самом музее мы точно провели около двух часов, потратив только час на рассказ экскурсовода (безумно интересно рассказывает!) о непростых отношениях России и Финляндии в целом и Карельском перешейке в частности. А ещё посмотрели, собранный из фотокарточек разных лет, видеоряд о том, как выглядел Выборг тогда и как выглядит сейчас, потрогали добытые артефакты и пофотографировали особенно интересные. А посмотреть там действительно есть на что!
На входе в музей, кстати, уже, наверное, не удивительная в свете последних новостей надпись о том, что нацистские и фашистские символы на выставке демонстрируются с культурной и образовательной целью и вовсе не являются пропагандой идей фашизма и нацизма. Это, например, карикатура тех лет. Надпись гласит: «Товарищ Сталин, водка кончилась! Финны всё забрали».
И для сравнения на какие чувства давили финские листовки тех лет.
И на что наши агитационные плакаты.
В третий раз (а точнее в первые два такая попытка и вовсе не предпринималась) попасть в Часовую башню не вышло. Причина для этого оказалась весьма приятной — она на реконструкции. Так интересно посмотреть, что с ней станет после! Значит есть уже, как минимум, один повод для ещё одной поездки в Выборг в будущем.
С этим граффити-рисунком крыш на стене случилось вот что. Вокруг строительный забор, а за забором…
И вот то, чему самое место за реставрационными лесами вдруг сильнее моих прошлых разов здесь, стало бросаться в глаза. И я сама, конечно, говорю о том, что это ощущение сложилось ещё и в сочетании с погодой и будь там солнечно и ясно всё это казалось бы мне этакими живописными развалинами, а вкупе с серым небом, промозглым ветром и постоянно заходящим дождём, впечатления сложились от некоторых мест самые грустные. Хороший же дом. Чудо как хорош. Ну почему с ним так?
А вот ещё какой необычный вход в здание в одном из дворов.
Тут тоже могло быть по-другому.
А тут тем более.
Но сейчас там так.
Страна — молчи!
Вот это, пожалуй, самое-самое печальное. Я не помню такого пейзажа в свои прошлые разы в Выборге, может я не дошла до этого места, а может его и не было? Бывшие некогда домом (и судя по окружающим его домам, не таким уж и обыкновенным) куски стройматериалов безжизненно повисшие на арматуре, кусочек фасада по которому едва-едва можно составить представление о том, каким он был, предупреждающий знак «свалка мусора запрещена» и фигурка ангела на флюгере издалека завершающая этот городской пейзаж. Скорее бы, скорее благоустроили это место.
Тем приятнее находить места, которые с прошлого раза запомнились как типичные выборгские. Вот такой он Выборг.
И такой:
Настоящий живой город. То ли ест, то ли говорит: «омномном!» 🙂
Присел и выставил свои ноги, отдыхает:
Передаёт привет в город, где здание ВОСВОДа коварно уничтожили прошлым летом:
У Выборга, если приглядеться, множество лиц. Вот, например, лицо будто бы былинного витязя:
А вот уже свирепого викинга из скандинавских легенд. И всё это в пределах одного дома:
А вот ещё птичья семья:
И всё также в масштабах фасада одного дома птенцы вырастают и встают уже рядом:
А в доме напротив ещё одна птичья семья:
А ещё одна есть во дворе филиала Эрмитажа:
В Выборге надо приглядываться к деталям. Я уже говорила об этом, да? Вот, например, типичные скандинавские лосики на стене дома. Я, честно говоря, не знаю в чём их предназначение. Для чего нужны такие штуки?
А ещё же можно позаглядывать в окна, балкончики и, конечно, дворики. Они чем-то похожи на питерские дворики, а внутри…
Выглядят иначе:
А ещё по Выборгу обязательно нужно ходить с картой города. Не потому, что там можно (хотя после вечернего похода в Монрепо возможно) заблудиться, а потому, что как иначе поймёшь, что вот это здание библиотеки есть произведение архитектурного искусства?
А вот на этом постаменте (на карте не указано, но представить можно) как будто кто-то недавно стоял:
И кое-что ещё. Гладьте, гладьте уличных котиков. Такие красавцы стоят минутки внимания:
До следующей встречи, Выборг!