На выходных сгоняла в Латвию и даже смогла вернуться обратно.
Раньше я догадывалась, что это прекрасное место, а теперь об этом просто знаю. Латвия чудо как хороша. Точно также был прекрасен и мартовский Таллин, куда уехалось также спонтанно за пару минут до закрытия билетных касс и о поездке куда меня хватило только на сделать запись про выставку современного искусства, на которую мы зашли, чтобы погреться.
Пожалуй, осталось теперь только побывать в Литве, чтобы уже признаться в своих самых искренних чувствах к Прибалтике.
Во-первых, там есть казино и больше об этом я, клянусь, не скажу ни слова. Во-вторых, до солнечных зайчиков в глазах я отхватила чудесного балтийского загара, повалявшись на пляже Юрмалы, прошла по песчаной полоске вдоль залива от Майори до Дзинтари. И даже ненароком захватила целый рюкзак белого рижского песка, от которого не могу избавиться до сих пор и впрочем готова привезти его обратно, лишь бы найти самый прекрасный в своей нелепости повод вернуться. В-третьих, там полное ощущение лета, того самого, что возможно только в детстве. И ещё я попала под самый настоящий летний ливень, промокла и не простудилась, что после пережитой тут зимы уже и не парадоксально. Я даже погладила двух котиков! И только этот пункт уже зашкаливает допустимую дозу счастья, причитающуюся на одни выходные. И, наконец, там просто хорошо. А это ощущение многого стоит.
Автобус приходит в Ригу около шести утра. Отличный автобус, с розетками и вай-фаем на борту, автоматом бесплатного кофе и я утверждаю, что все эти блага цивилизации мне не мерещились все десять с небольшим часов от пункта СПб до пункта Рига. Автовокзал у самого исторического центра, таксисты на чистом русском обещают подбросить куда угодно и тётушка на вокзале, с едва заметным латышским акцентом, за отсутствием в моём кошельке лат, предлагает расплатиться российскими рублями.
— Монетами,- уточняет она,- только монетами, бумажные купюры уже не принимаем…
Я мысленно улыбаюсь, а потом бегу снимать латвийские латы, получать на сдачу пригоршню сантимов, рассматривать рыб и коров на блестящих мельхиоровых монетах. И в целом латышский язык приятнозвучащий и даже местами понятный, осталось только запомнить разницу между «лабден» и «свэйки».
Старая Рига это самый центр столицы: правый берег Даугавы, набережная 11 января, улица 13 января, несколько бульваров и улиц, опоясывающих город, городской канал и тянущийся вдоль него парк.
Сама Рига до странного ощущения дежавю напоминает Бремен. Тот же бывший некогда Ганзейским город, где теперь соседствуют здания различных стилей от средневековой архитектуры старого города до модерна и современной архитектуры. Шпиль и башня собора Святого Петра, Дом Черноголовых, статуя Роланда в центре… Бремен ощущается с первых же шагов.
Дом Черноголовых впервые упоминается в XIV веке. С конца XIII века существовало братство, в которое принимали молодых неженатых иностранных купцов. Изначально покровителем братства был Св.Георгий, позже Св.Маврикий, изображение его чёрной головы нашло место на гербе братства. Так и закрепилось имя Черноголовых.
С 1886 г. до самой войны простояли на его фасаде цинковые статуи Нептуна, Меркурия, Единства и Мира. Это было последнее значительное изменение во внешнем облике этого дома. Остальные коррективы внесла уже история и снаряды. После войны дом Черноголовых сильно пострадал. Пострадал так, что его даже не стали восстанавливать. Его буквально отстроили заново. Это случилось только в 2001 г. к 800-летию Риги. Затраты на всё строительство составили составили почти четыре миллиона лат.
Мэрия Риги располагается прямо напротив дома Черноголовых. А с этого балкончика открывается хорошенький вид на оживлённую Ратушную площадь.
Одна из двадцати сохранившихся статуй Роланда. Бременский Роланд выглядит, конечно, совсем по-другому. И Св.Георгий у дома Черноголовых.
Бременские музыканты были подарены Риге его побратимом городом Бременом в 1990 г. Находятся прямо у стен собора Св.Петра.
И совсем недалеко от них.
Улицы старой Риги уютны, аккуратные домики, будто бы вырезанные из цветного картона, сказочные окошки и рыжая черепица на крышах.
Вот тут Рига напомнила Таллин! Почти как выход на таллинскую Ратушную площадь через «чесночную лавку». Кто знает, тот поймёт.
Улицы такие улицы.
Это, между прочим, одна и та же улица. Сначала посмотрите налево, потом — направо.
Здесь пришлось уже гуглить перевод с латышского. Ну интересно же было, чего там с этими studentes.
В Риге, как и во многих городах, самое интересное это детали. Лошадиные головы на фасадах, олени на флюгерах, змеи и якоря, виноградные гроздья, песочные часы, свисающие прямо с карниза, задумчивые атланты, женщины с амфорами, пухлые младенцы и другие каменные боги.
Даже вот на таком с виду непримечательном доме может оказаться вот такая интересная табличка.
На стене дома по улице Скарню установлен памятник Филиппу Халсману. Тому самому, который заставил прыгать перед своей камерой Мэрилин Монро, Одри Хепберн, Фрэнка Синатру, Роберта Оппенгеймера, Софи Лорен, Грейс Келли, Бриджит Бардо, Ричарда Никсона… и, конечно, Сальвадора Дали вместе с его летающими котами и Галой, парящей в хлебобулочных изделиях. Тот самый Халсман родился и жил в Риге.
Домский собор и собор Св. Иакова.
Здание Военного музея Латвии.
И снова улицы и домики центра Риги.
Где-то на улицах этого города снимались эпизоды фильма «Приключения Шерлока Холмса и Доктора Ватсона», по улицам этого города ходили герои фильма «Семнадцать мгновений весны» и даже знаменитый фантазёр Иероним Карл Фридрих фон Мюнхгаузен существовал на самом деле и большую часть своей жизни прожил именно в Латвии.
На некоторых улочках попадаешь в Средневековье чистой воды.
Свернёшь так, привлечённый острыми башенками на фасаде, а там…
Такое настенное искусство.
Поднимешь голову, а там…котик! И не просто котик, а целый Дом котов. Построенный ещё в 1910 г. богатым рижанином так, что статуи котов на этом доме были обращены своими хвостами прямо на здание Гильдии. Такая вот латышская шутка над немцами, которые в той Гильдии заседали, но в свои ремесленные ряды принимать латышей не хотели.
Котикам придали более дипломатическое положение, да так и оставили. Всё-таки котики такие котики.
Памятник Свободы находится на бульваре Бривибас. Он был установлен ещё в 1935 г. в память о павших борцах за независимость Латвии. Раньше на том же месте находился памятник Петру I.
Милда, как называют её в разговорной речи рижане, это статуя Свободы, держащая на вытянутых вверх руках три звезды, символизирующих три провинции Латвии — Курляндию, Лифляндию и Латгалию.
На фасаде памятника на латышском высечена надпись: «Отчизне и свободе!». И вот такие горельефы. У второго слева такой странно знакомый профиль.
В центре Риги традиционно много туристов, много уличных музыкантов, в соседней Юрмале открывали пляжный сезон, всю ночь были открыты двери музеев, днём проходил какой-то городской забег и после ещё долго на улицах можно было встретить уставших, раскрасневшихся бегунов. Чудесные рижские трамваи на всё время забега, понятное дело, не ходили.
Когда в середине XIX в. за ненадобностью спешно сносили городские крепостные валы и бастионы, вместо защитного крепостного рва был устроен Городской канал. Этакая своеобразная граница Старого города. Тогда же специально приглашённый любекский мастер садово-паркового искусства Андреас Вендт начал благоустройство парковой зоны вокруг всего канала… И это доброе начало продолжается до сих пор.