Про трамваи Гонконга я уже обмолвилась парой строк в самом начале своих записей о Гонконге. Но я уверена, что этот замечательный транспорт всё-таки требует отдельного внимания.
Трамваи я очень люблю. Это какая-то неосознанная симпатия родом из детства.
В моём детстве трамвай ходил по кругу. Бабушка покупала мне мороженое и мы садились кататься на трамвайчике. Проезд для нас двоих был бесплатный: бабушке — по пенсионному проездному, мне — по младшему нешкольному возрасту. Это был восторг. Трамвайчик дребезжал и тихонько позванивал на ходу, на его подножках катались мальчишки, с рынка, набив сумки разным товаром, ехали домой усталые женщины, мужики спорили о политике, а трамвайчик набирал ход… Мимо рынков, через исторический центр города, по улице, состоящей из одних деревянных домиков с резными окошками… В дождь вода заливала скользкие рельсы, трамвай шёл прямо по воде.
Это было давно. Пятнадцать с лишним лет назад. Сейчас в моём городе о трамваях напоминают только оставленные кое-где рельсы. Да улица из деревянных домиков — кроме трамваев по ней больше никто и не ездит. А сама улица поросла густым камышом.
Мне до сих пор иногда снится звенящий трамвай, рассекающий стихийное уличное «море». Так мне хочется туда. Обратно. Хочется в детство, к бабушке, кататься с ней в трамваях.
От того, какие города я бы не посещала, я всегда узнаю про трамваи. Для меня в трамваях — очень много детства.
Но, честно сказать, до приезда в Гонконг, трамваи мало ассоциировались у меня с его улицами. Как же я ошибалась…
Всезнающий Интернет намекает мне на уникальность трамваев Гонконга. Трамвайная система Гонконга — одна из трёх систем мира, где на постоянной основе используются двухэтажные трамвайчики. И единственная система, где используются исключительно трамваи двухэтажные. Открытая в 1904 г. трамвайная линия является одним из наиболее старых видов транспорта в Гонконге.
Но дело не только в этом. А ещё и в том, что поездка на трамвае — это приятный способ получить представление о разнообразной жизни севера Гонконга. Почти пятнадцатикилометровый маршрут тянется от Кеннеди Таун на западе через спальные, торговые и деловые району до старого посёлка рыбаков с ответвлением на Хэппи Вэлли.
Все маршруты проходят через центр города. Трамваи не имеют нумерации, а каждый маршрут обозначен табличкой с названием конечной станции. Например вот так:
Shau Kei Wan — Western Market
Shau Kei Wan — Happy Valley
Happy Valley — Kennedy Town
Causeway Bay — Kennedy Town
Western Market — Kennedy Town
Время ожидания трамвая — не более трёх минут.
Вход в трамвай через заднюю дверь, через турникет. А выход и оплата за проезд — через переднюю.
Проезд стоит всего 2 доллара. Гонконгских я имею в виду. То есть примерно около восьми наших рублей. Моя однокурсница говорит, что когда она была в Гонконге пять лет назад, проезд в гонконгских трамваях стоил столько же. А сколько он будет стоить ещё через пять лет? Я уверена, что также 2 доллара. И у меня есть все основания в это верить.
Факт в том, что с 1904 г. все трамваи Гонконга строили из дерева, отполированные деревянные детали из тика. Говорят, что обслуживание деревянных трамваев обходилось недёшево. На деревянные панели пагубное влияние оказывали как погода, так и вредители — ремонтировать трамваи приходилось каждые четыре года.
Так двухэтажные трамваи решено было изменить самым кардинальным способом. Ремонтники не могли нахвалиться новыми трамваями, а любители старины в отчаянии заламывали руки — ведь трамваи теряли свою несомненную историческую ценность, а былая привлекателньость уходила вместе с изношенными деревянными деталями…
Так или иначе, но на старых деревянных трамваях поставлен крест. Скоро они прочно займут место музейных экспонатов. Или станут привлекательны только в качестве экскурсионных средств передвижения.
Вот это очень оригинальный переход:
Это совсем рядом с Западным Рынком. Западный рынок почти ровесник Гонконгских трамваев — он был построен в 1906 г., а отреставрирован спустя почти 90 лет.
Дальше до Кеннеди Таун тянутся совсем уж узкие улицы и наблюдать за их жизнью со второго этажа трамвая ещё интереснее.
Вообще в трамваях со мной случались странные истории. Первый раз я прокатилась на нём интереса ради. Совсем не воспринимая его как транспорт. Скорее как атракцион. Потом всю дорогу от Хэппи Вэлли мне белозубо улыбался индиец. Он был очень удивлён, узнав, что я из России. В районе Кеннеди Таун со мной на китайском заговорила одна школьница. По её выражению лица на моё «Sorry, Sorry…» она была уверена, что китайский я должна знать как родной.
Вообще разглядывать людей в трамваях очень интересно. Ну кто не грешит «разглядыванием» и «подглядыванием» за обычной жизнью местных, приезжая в другие страны? Молодёжь действительно редко ездит на трамваях, предпочитая метро. Изредка можно встретить школьников, но основной поток пассажиров — это люди пенсионного и среднего возраста. Им некуда торопиться. И, конечно же, туристы. Им есть на что посмотреть со второго этажа трамвайчика.
А как-то я прокатилась от конечной и до конечной. Это в районе Кеннеди Таун. Между этим районом и двумя островами — Sulphur Channel.
А острова называются: Зелёный остров и Маленький Зелёный остров. Всё в соответствии с размерами.