Гонконг похож на Астрахань: улицы узки, а пешеходу ни за что не уступят дорогу без светофора. На этом сходства благополучно заканчиваются. Потому, что дальше начинается обыденное, поначалу так бросающееся в глаза неподготовленному к комфорту обыкновенного, гостю.
Про метро.
Иероглиф, похожий на букву «Ж» метро и обозначает. Иероглиф, похожий на ту же самую букву, но с перевёрнутым основанием, обозначает выход. Ни за что не перепутаешь. Стоимость поездки зависит от расстояния. Эскалаторы (ну это как везде), травелаторы (ну это как почти везде), а значит пешие марафоны в переходах от одной станции к другой сведены к минимуму. И, самое главное, лифты. Поэтому человек в инвалидном кресле, спокойно передвигающийся подземкой по своим делам,- вполне привычное дело.
Поезда метро ходят тихо. Можно не кричать в телефонную трубку и не орать прямо в ухо собеседнику при разговоре. Сам поезд внутри фактически полый, не делится на вагоны. Это очень удобно. В ожидании поезда все выстраиваются по указанным стрелочкам. Заходить в вагон — справа и слева двери, выходить — посередине. Стоит только случайно задеть кого-то в давке, на выходе, при входе и сразу шелестящее «Sorry…». Такое, что через несколько дней сам не замечаешь, как, случайно касаясь кого-то, уже привычно извиняешься сам: «Sorry, sorry, sorry…».
Про такси, автомобили, автобусы, трамваи, светофоры и перекрёстки.
Все без исключения светофоры оборудованы звуковым сигналом. На особо оживлённых улицах, во время зелёного сигнала светофора, пешеходные переходы выглядят просто как «стенка на стенку». Самое главное ни на кого не налететь.
Но больших пробок в многомиллионном городе нет. Личный автомобиль здесь больше средство роскоши, чем передвижения. И позволить его, как и позволить дальнейший уход за ним, может не каждый. Поэтому из личного автотранспорта на улице встречаются либо крутые, либо очень крутые автомобили. Правда, в автомобилях я совсем не разбираюсь, поэтому эта оценка на первый взгляд и на мой субъективное мнение к ядовито-розовому цвету 🙂
Зато существует прекрасная сеть такси. Только вытяни руку — остановится тут же. Правда, не каждый таксист говорит и, самое главное, говорит на понятном английском. Понятно, что лучше всего ориентироваться на местность, названия которой должны звучать одинаково… Но, наверное, это только в том случае, если это какое-нибудь звонко и отрывисто звучащее Man Mo Mio, а вот с первого раза Sheung Wan водитель не сразу расслышит как надо. Надо повторять. И чем больше повторяешь, тем больше вероятность услышать интересующееся: «Икскьюизми, вееа-а юи вром?» Мол, где это вас такому хорошем русско-английскому научили, у нас тут свой китайско-английский вариант.
Автобусы в два этажа. Туристические с открытым верхним. Наверняка, наследство колониального британского прошлого. Также как и двухэтажные трамвайчики, линия которых проходит буквально параллельно линии пролива. Учитывая судьбу трамваев в других городах и городках, удивительно, как в этом мегаполисе, крыши некоторых домов которого оборудованы площадками для личных вертолётов, живёт и не трещит по швам такой милый вид транспорта. Да и стоит одна поездка на трамвайчике в пересчёте на наши деньги всего-то 8 рублей.
Кстати, о проливе Виктории.
Бухта Виктории не спокойна в любое время суток. Рыбацкие лодочки, катера и паромы до островов, туристические «кораблики» и, конечно же, столетний паром «Стар Ферри». Пожалуй, в несовременности даже двухэтажные трамвайчики уступают место двухпалубному «Стар Ферри». Особенно, когда паромчик, покачиваясь на волнах, пересекает бухту от Central до Tsim Sha Tsui. Или до Hung Hom.
Центральный район и спальные районы Мид-Левелз соединяет эскалатор. Самый длинный в мире крытый эскалатор. Длиной почти в километр. Улицы там настолько круты, что мостовая на них порой заменена лестницами, а сам эскалатор проходит примерно на уровне третьего этажа. Да и сойти с него можно на любом из выходов. Движение вниз с 6:00 до 10:00, а вверх с 10:00 до 23:00. Поэтому местные, наверняка, в разговорах друг с другом часто могут обронить что-то типа: «Ну всё, я пошёл, а то не успею на последний эскалатор» 🙂
На одном из переходов эскалатора установлен автомат для карты октопуса. Возле автомата частенько наблюдается очередь. Подносишь карту и тебе на неё поступает примерно доллар. Тебе платят за то, что ты воспользовался эскалатором. Очень круто. Такой автомат ещё я видела в торговом центре. Там он для привлечения посетителей.
Про деньги.
Кстати, об октопусе. Очень удобная пластиковая карточка. Как средство без идентифицируемой оплаты. Оплачивать можно там, где установлен соответствующий аппарат. Можно расплачиваться при входе в метро и тогда нет необходимости высчитывать сумму на билет от одной станции до другой. Можно расплачиваться в трамваях и автобусах. При входе на паромы также используется эта карточка. Октопусом можно расплатиться в 7eleven, например, за бутылку кока-колы с имбирём. Одним словом, если сумма покупки не кратна десяти и, чтобы не плодить в кармане мелочь, явно имеет смысл пользоваться этой карточкой. Тогда покупка элементарного совершается буквально на бегу.
Один гонконгский доллар примерно (для точности чуть меньше) равен 4 российским рублям. Правом эмиссии у гонконгского доллара обладает не один, а сразу несколько банков. Поэтому в обороте находятся купюры одного номинала, но внешне самого разного вида. Десять гонконгских долларов есть как и в монетном, так и в купюрно-полиэтиленовом варианте. Да ещё и с прозрачной вставкой. Да и сам дизайн купюр очень интересен.