После мемориального комплекса Цицернакаберд мы решили доехать до города Вагаршапат. Это уже не Ереван, а Армавирская область, которая граничит с Турцией.
Армавир известен ещё и тем, что город с таким же названием есть и в России — в Краснодарском крае. У российского Армавира история, конечно, интересна, но не очень велика, а близ армянского находятся руины древнего Армавира — первой столицы Армянского царства. Древний Армавир был столицей Армении аж до начала II века до н. э. А современный Армавир в 30-е гг прошлого века был переименован в Октемберян в честь Октябрьской революции. Хорошо, что в 90-е прежнее название вернули.
Но эта история не про Армавир (тем более, что в самом городе мы не были), а про Вагаршапат — значимый культурный и религиозный центр страны. История города исчисляется буквально тысячелетиями. Первое упоминание города датируется II в. до н. э., а ещё раньше на этом месте существовал город Вардкесаван, в 140-х гг. появился город Вагаршапат, но только в середине прошлого века он был переименован по имени его главной достопримечательности — Эчмиадзинского монастыря — в Эчмиадзин. В 90-е гг городу вернули прежнее название — Вагаршапат, но вся эта чехарда со сменой названий привела к тому, что в обиходе сейчас одинаково используются оба названия.
Так в Цицернакаберде нам порекомендовали обязательно посетить Эчмиадзин, таксист повёз нас в Вагаршапат, а в итоге мы приехали в один и тот же город. Всего 30 км от Еревана и вот мы уже на Араратской равнине.
Ствол дерева у входа на территорию Эчмиадзинского монастыря.
Исторически город являлся главным духовным центром Армянской апостольской церкви. Здесь находится один из древнейших христианских храмов в мире.
Подробнее о храме будет ниже. А сам комплекс Эчмиадзинского монастыря, помимо прочего, примечателен ещё и тем, что он сложен из всех оттенков туфового камня. Впрочем, как и сам Ереван.
В монастырском комплексе, помимо Эчмиадзинского кафедрального собора, расположены богословские учебные заведения. Например, Духовная академия. Она является единственным в мире учебным заведением такого типа. За ней числится около 50 слушателей, которые изучают логику, риторику, психологию, всемирную историю, философию, старогреческий, русский, английский, современный армянский и староармянский языки. При монастыре была открыта и первая армянская школа. В XIX веке здесь появилось здание семинарии.
Есть Эчмиадзинская типография (основанная аж в 1772 году). Ещё есть кельи, где живут монахи.
Ещё на территории монастыря находится много хачкаров — каменных стелл с резным изображением креста. Среди них есть и датируемые XIII, XVII веками, и перевезённые из других мест, и современный, установленный в память жертвам геноцида 1915 года.
Но где какой я не успела разобраться, а просто отфотографировала их и другие, заинтересовавшие меня, детали.
В 301 году христианство стало государственной религией Армении. Два года спустя была заложена церковь, названная Эчмиадзином. Название «место сошествия Единорожденного» было определено легендой, согласно которой церковь появилась именно на этом месте. Но примечательно, что храм был отстроен на месте другого древнего языческого храма.
За всю свою историю Армения часто лишалась государственности, поэтому и Эчмиадзинский монастырь часто разрушался. Но, как постоянный духовный центр страны, восстанавливался больше других монастырей.
Изначально, как и другая архитектура того времени, храм представлял собой прямоугольное здание и был выполнен из дерева в форме базилики, и только позднее он был перестроен в центрально-купольный собор, который со временем дополнился колокольней, ротондами, ризницей и другими постройками.
Первая реконструкция собора пришлась на V век — храмы придали крестообразную форму и увенчали куполом. В VII веке собор перестроили в камне. Ещё десять веков спустя над собором возвели современный купол и трёхъярусную колокольню. В XVIII веке с трёх сторон собора появились шестиколонные ротонды, внутреннюю отделку собора завершили в 1786 году. Но самая основательная реставрация пришлась на XX век — были произведены укрепление колонн и арок, поддерживающих купол, а сам купол облицовали свинцом. Реставрация коснулась и внутреннего убранства храма — новый алтарь был отстроен из мрамора, мрамором был выложен и пол церкви. Роспись внутри храма была также обновлена.
И вот в XXI веке храм снова находится на реставрации.
В архитектуре я не специалист, а созерцатель. И о религиозных строениях мне известны банальные вещи. Например, что православные храмы традиционно делятся на три части: притвор, сам храм и алтарь. У Эчмиадзинского собора, кроме главного алтаря в восточной части, есть ещё три — в северной и южной частях храма.
Но заглянуть внутрь и сделать несколько фотографий нам всё равно удалось.
А ещё на территории монастыря много цветов и зелени.
Ещё несколько фотографий зданий с территории монастырского комплекса.
До Арарата отсюда, кажется, рукой подать. Но, нет, это уже другая страна. А ещё в солнечном свете дня так и кажется, что снежная шапка Арарата будто бы парит в небе.
Монахи на территории монастыря. В 1915 году Эчмиадзинский монастырь первым оказывал помощь беженцам из Западной Армении.
При монастыре есть старое кладбище, которое с южной стороны опирается в монастырь Святой Гаяне. Если верить легенде, то южная окраина древнего Вагаршапата начиналась именно там.
В Ереване я была в 2015 году, но только сейчас, после просмотра фильм «Викинг», мне стало интересно узнать, а как история описывает принятие христианства в этой стране. Тем более, что Армения стала первым христианским государством в мире, приняв веру ещё в 301 году. Для сравнения — Крещение Руси произошло только в 988 году.
Провозглашение христианства государственной религией Армении пришлось на царствование Трдата III Великого. Царь Трдат был сыном царя Хосрова Великого, который долгое время противился распространению христианства в Армении. Фактически это нежелание принять христианскую веру (а также борьба за власть в стране) стали причиной убийства его и всей его семьи. Из царской семьи уцелел только его сын Трдат, ещё младенцем его спешно увезли в Рим, где он и вырос, и получил образование.
В 287 году римский император признаёт Трдата единственным законным царём Армении и при поддержке всё тех же римлян он возвращается на свою историческую родину, где вступает на престол. Всё это сопровождается многолетним противостоянием персам, в котором Трдат поддерживает Рим, а Рим поддерживает Трдата. Так Великая Армения надолго становится союзником Римской империи. Война заканчивается признанием независимости, определением чётких границ между Персией и Арменией и окончательным восстановлением Трдата на троне.
Но в это время в Армении ещё царило язычество, идолопоклонничество и жертвоприношение и вот при совершении царём Трдатом обряда жертвоприношения, один из его сподвижников Григорий, как христианин, отказался от принесения жертвы идолу. Одновременно с этим выяснилось, что Григорий является сыном убийцы отца Трдата. Этого оказалось достаточно, чтобы отправить Григория в тюрьму, предназначенную для смертников и начать гонения на христиан. Все христиан, находящихся на территории Армении предполагалось арестовать и конфисковать у них имущество, а укрывающихся христиан — казнить.
А дальше в окрестности Вагаршапата прибыла группа девушек-христианок из Рима, которые, в свою очередь, бежали на восток от преследований римского императора. Царь Трдат очаровывается одной из этих девушек и желает взять её в жены. Но Рипсимия, так звали эту девушку, отвечает на это отказом. За это Трдат приказывает казнить её и всех её подруг. Спустя время церковь признаёт Рипсимию святой и на месте древнего языческого капища, где она была убита, возводят храм Сурб Рипсиме.
Массовая казнь (а были убиты 40 девушек) вызывает у царя Трдата серьёзное потрясение, которое приводит к тяжёлому нервному заболеванию. Его сестра видит сон о том, что исцелить царя теперь сможет только Григорий, который на тот момент сидит уже 13 лет. И царь одумывается и решает покаяться. Григория освобождают из заключения, торжественно принимают в Вагаршапате, где он крестит и царя Трдата III, и всех его приближённых. Так христианство распространяется по всей стране, которая яростно сопротивляется новой вере настолько, что между новообращёнными христианами и язычниками начинаются вооружённые столкновения.
А царь Трдат III посвящает свою жизнь уничтожению язычества в стране. Бесчисленные статуи, храмы и любые доказательства существования язычества в стране — уничтожается буквально всё. Поэтому сегодня так мало известно о истории и культуре дохристианской Армении.
По-моему, эта история вполне тянет на сценарий фильма в духе «Викинг». Даже название можно придумать аналогичное — «Римлянин», и сюжет выстроить по тому же шаблону — кровная вражда, язычество, страсть к женщинам, покаяние и принятие христианства. Даже между Владимиром и Трдатом есть много общего. Например, и тот, и другой сейчас почитаются, как святые.
Фильм «Викинг» мне, кстати, не очень понравился. Без знания истории он выглядит как нарезка отдельных сюжетов. Да и сам Владимир, как персонаж фильма, вызывает большие сомнения. Хотя к параграфу истории про Крещение Руси у меня вопросов не было.
Если верить всё той же легенде про святых дев Рипсимиянок, то от массовой казни спаслась только одна из них — Нина. Она продолжила свой путь в Иверию (территория современной Грузии), где её проповеди привели к христианской вере всю Грузию в 324 году. Сейчас Нина почитается, как святая.
Сама легенда о принятии христианства Грузией разительно отличается от истории Армении и Руси — в ней описывается много чудес, а крови и насилия мало.