В моей прогулке за львами мне подсказали, что львы есть на бывшем Дворце пионеров (он же — дом купца-лесопромышленника Александра Ивановича Губина).
Только никакие это не львы, а львиные шкуры. А точнее львиные пасти, из которых выглядывают человеческие головы. Этакие Гераклы, облачившиеся в шкуры Немейских львов. Лица статичны, шкуры одинаковы и все они классически тянутся над окнами вдоль фасада второго этажа. Гераклы в профиль. У самого уха можно разглядеть львиный клык.
Гераклы усаты и бородаты. У львиной морды же, кажется, наморщен нос, сожмурены глаза.
Смотрит куда-то вправо и вдаль.
Вдоль фасада третьего этажа тянутся уже не мужские лица в львиные шкуры облачённые, а милые женские, будто бы рюшами и кружевами вокруг обрамлённые. Только уже не над каждым окном, а на колоннах между ними.
Кстати, обратите внимание на скульптуру слева. Справа такой нет. А по идее должна быть на том же месте.
Под самой крышей будто бы в индийской чалме и точно уж с русалочьим хвостом — атланты держат небо. Выше опять девичье лицо и будто бы в кудряшках и кружевах, а над ней и вовсе уж чей-то фас чертовски смахивает на что-то сфинксоликое, египетское.
Вот, кстати, скульптура на крыше:
И вот ещё:
Ваза! На вазе розочкой виднеется голова не льва, львёнка! Внизу — половина девичьего личика, вторая — ушла в стену-колонну, и рядом можно разглядеть какое-то ожерелье на шее и даже что-то похожее на перья на голове. У меня в детстве была книжка русских народных сказок, красочная и с рисунками. Очень напомнило т.н. горлицу. Как раз тем моментом, когда «ударилась оземь и обернулась красной девицей».
Ещё водосточная труба. Шикарррная!
А вот ещё у входной двери — грифы-грифоны.
Фонари держат:
А вот входная дверь. Тут, уже в который раз, сработал принцип, что если долго-долго ходить вокруг чего-то, то обязательно попадёшь внутрь. Двери тяжёлые, старинные, всё с тех самых пор. Внизу у самого входа за дверями — плитка. Я такую же видела в парадной на Моховой.
Вообще история этого дома проста и похожа на многие истории других домов, случившихся в том веке.
В середине XIX века из Рязани в Астрахани прибыли два брата — крестьяне Иван и Александр. Прибыли лес по реке сплавлять, на чём и разбогатели, и сделались меценатами.
Школа для глухонемых, сиротский дом, приют для престарелых женщин, Покровский храм (сегодня — Кафедральный собор), реконструкция здания Мариинской женской гимназии (сегодня — консерватория) — всё это было делом их рук. Первый этаж этого дома занимали магазины, на втором и третьем размещалась семья хозяина. Это было до Октябрьской революции.
Зимой-весной 1919 здесь уже находился Реввоенсовет и Штаб Каспийскокавказского фронта, членом которого был С.К.Киров. В годы Великой Отечественной Войны здесь размещался госпиталь. С 1937 года до относительно недавнего времени здесь размещались различные детские кружки, из-за этого здание и получило название — Дворец Пионеров. Удивительно даже, как в Советском Союзе могло сохраниться в обиходе этакое вычурное, несколько буржуазное и уж точно «пережиток прошлого» слово — Дворец.
Об этом, как раз свидетельствуют фрески внутри бывшего Дома Губина. Таких фресок на первом этаже четыре: пионеры-авиалюбители запускают самолётики и парапланы, пионеры отдают честь, трубят в горн и бьют в барабаны, бегут на лыжах, на коньках, играют в хоккей… Искусство соцреализма:
Вот так, собственно говоря, первый этаж и выглядит. Сейчас здесь находится какое-то высшее учебное заведение.
Двери. Видно, что хорошие, тяжёлые и добротные, но бездарно крашенные белой эмалью.
Лестница и перила. Да-да, напоминает парадные Петербурга.
У лестницы стоит мальчик. Местами побитый, покоцаный, с облупившейся краской.
Будто бы вытаскивает занозу, попавшую в ногу…
А на него, кривя подбородок, посматривает с лестничного пролёта товарищ Киров в отсветах витражных стёкол: серп и молот, красные звёзды, вечный огонь, голубь мира, мир и разноцветные лепестки, мальчик-кибальчиш…
Всё смешалось во Дворце пионеров.